Детский суицид
Детский суицид - это намеренное лишение себя жизни, которое может произойти в случае, если ребенок не находит решения своей проблемы в течение продолжительного периода времени, а также не может поделиться по каким-либо причинам своей проблемой с кем-то из собственного окружения.
Суицидальное поведение детей и подростков характеризуется некоторыми особенностями, которые в большей степени свойственны растущему организму и несформированной личности. Случаи суицидального поведения у детей, а именно, суицидальные высказывания, могут отмечаться уже в 5-6-летнем возрасте, далее в 7-10-летнем возрасте и старше, наряду с суицидальными высказываниями, ребенок может совершать различного рода суицидальные попытки, которые в некоторых случаях могут заканчиваться его гибелью. Суицидальная активность стремительно нарастает в возрасте с 14-15 лет и достигает своего максимума в 16-19 лет, после чего наблюдается ее спад.
Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, является неадекватное отношение к смерти. В детском и подростковом возрасте ребенок еще не осознает в полной мере, что смерть необратима. Свою «временную» гибель ребенок воспринимает как один из методов воздействия на значимых для него близких, для того чтобы вызвать сочувствие, наказать. Только к концу подросткового возраста формируется корректное представление о смерти как необратимом прекращении жизни.
Стоит отметить, что порядка 50% всех суицидальных попыток в подростковом возрасте носят демонстративный характер, т.е. у ребенка отсутствует реальное намерение лишить себя жизни. Однако, различить истинные и демонстративные попытки в некоторых случаях достаточно сложно. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора различного рода опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к использованию драматических методов ухода из жизни.
Проводя анализ чувств, которые стоят за суицидальным поведением, специалисты говорят о четырех причинах самоубийства:
- изоляция, т.е. ребенок испытывает ощущение наличия «стены непонимания», не замечает интереса к себе;
- беспомощность, т.е. подросток осознает, что не способен контролировать в полной мере свою жизни;
- безнадежность, т.е. ребенок испытывает чувство отсутствия чего-либо хорошего в дальнейшем;
- чувство собственной незначимости.
Наиболее частой причиной детского суицида является продолжительный конфликт в семье, который может характеризоваться давящим стилем воспитания со стороны родителей, использованием в форме наказаний различного рода унижающих выражений, которые в значительной степени снижают уровень самооценки подростка. Также в качестве причины суицида можно рассматривать различного рода кризисные ситуации, например, смерть родных, развод родителей или уход из семьи одного из родителей, сексуальное насилие и т.д.
В некоторых случаях в качестве индикатора суицида можно рассматривать следующие поступки: передача на безвозмездной основе своих ценных личных вещей, предметов хобби, а также улаживание и избегание конфликтов с родителями и сверстниками.
Профилактика суицидального поведения
Необходимо отметить, что за любую детскую попытку суицида несут ответственность в первую очередь взрослые.
Родителям или другим взрослым, способным оказывать воздействие на ребенка, при проведении беседы необходимо:
- с особой внимательностью слушать ребенка, так как дети довольно часто страдают от ощущения одиночества и отсутствия понимания со стороны окружающих;
- максимально корректно формулировать вопросы, довольно спокойно, без повышения голоса расспрашивать о сути тревожащей ситуации и о том, каким образом можно оказать помощь ребенку;
- не выражать сильного удивления от речи ребенка, ни в коем случае не осуждать его за мысли, какими бы они не были;
- ни в коем случае не спорить, не настаивать на ничтожности проблемы;
- предпринять попытки максимально развеять романтически-трагедийную атмосферу представлений ребенка об убийстве;
- стараться подчеркнуть временный характер возникшей проблемы и попытаться предложить решение;
- постараться вселить надежду в подростка, которая должна быть максимально реалистичной и направлена на укрепление его самооценки;
- дать оценку серьёзности намерений и чувств ребенка, если он уже имеет точный план самоубийства – необходимо срочно оказать ему психологическую поддержку и помощь;
- постараться оценить глубину эмоционального стресса, отметить детали, например, если ребенок, который находится в депрессивной состоянии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, то это можно рассматривать как сигнал тревоги;
- с особой внимательность относиться к самым незначительным обидам и жалобам. Ребенок может не давать волю чувствам, но при этом находиться в состоянии депрессии;
- при необходимости можно прямо спросить ребенка, что он думает о суициде.
Стоит отметить, что одним из наиболее решающих факторов, которые удерживают подростков и детей в жизни, являются отношения с родителями. Так, если такие отношения построены на доверии и любви, ребенок относится к родителю как другу, то формируются некоторые защитные механизмы, которые уберегают ребенка от суицидального поведения.
Для родителей психологами сформированы следующие рекомендации для предотвращения суицидального поведения:
- стараться не оставлять нерешенными проблемы, которые затрагивают физическое и психическое здоровье ребенка;
- проводить анализ совместно с ребенком всех трудных ситуаций;
- с детства прививать ребенку ответственность за совершаемые действия, за последствия совершенных поступков. Желательно сформировать у ребенка потребность на постоянной основе задаваться вопросом: "Что будет, если...";
- с детства воспитывать в ребенке привычку делиться с родителями не только своими успехами, но и тревогами, сомнениями;
- не иронизировать над ребенком, если в одной из ситуации он оказался слабым физически и морально, необходимо в обязательном порядке помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения его проблемы.