Страх в детском возрасте
Страх является естественным состоянием человека ‒ реакцией защиты здорового организма на установленные раздражители.
В сущности, страхи уберегают от угроз и многочисленных рисков. А, следовательно, в какой-то мере они полезны. Но, если взрослые обучились за долгие годы контролировать собственные страхи и взаимодействовать с ними, то дети ‒ не защищены знаниями от неизвестных и пугающих вещей.
Классификация страхов:
- По характеру – личностные и ситуативные; социальные и природные;
- По степени реальности ‒ воображаемые и реальные;
- По степени интенсивности ‒ острые и хронические;
- По уровню – возрастные (естественные) и патологические.
К причинам появления страхов у детей причисляют следующие факторы:
- перенесенные психотравмирующие ситуации и боязнь их повторения (укус собаки, пчелы, падение с высоты);
- частое напоминание о появлении предполагаемых неприятных ситуаций;
- сопровождение самостоятельных поступков детей эмоционально окрашенным предупреждением о возможной опасности на пути;
- стабильные запреты;
- беседы при детях об негативных явлениях (убийствах, несчастных случаях, смертях, пожарах);
- конфликты в семье, источником которых считаются дети;
- расхождения со сверстниками;
- запугивание со стороны родителей несуществующими персонажами из сказок (лихо одноглазое, леший, баба-яга, водяной).
Все эти страхи принадлежат к возрастным и возникают они у чувствительных и эмоциональных личностей.
Возрастные страхи обычно кратковременны, обратимы, исчезают с возрастом, не затрагивают глубоко ценностные ориентации человека, не влияют существенно на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми.
Виды страхов у детей 5 лет
Условно детские страхи можно разделить на два вида: реальные и мнимые.
В возрасте от одного года до шести лет постепенно уменьшаются реальные страхи, возникающие в связи с громкими звуками и незнакомыми предметами, в то время как воображаемые страхи заметно усиливаются. В дошкольном возрасте мнимые страхи, в содержании которых есть фантастические образы, преобладают над реальными; в последующие годы важность мнимых страхов снижается, а реальных – вновь возрастает
Реальные страхи. К реальным можно отнести те, которые имеют под собой совершенно очевидную причину:
- страх насекомых и животных;
- страх белых халатов;
- страх чужих людей;
- страх темноты;
- страх замкнутого пространства;
- боязнь наказания.
Данные страхи обычны как для малышей в возрасте двух-трех лет, так и для детишек четырех-шести ‒ они сопутствуют нескольким возрастным периодам.
Воображаемые страхи:
- страх вымышленных персонажей;
- боязнь ночных кошмаров.
Боязнь животных и насекомых. Для некоторых детей актуален страх животных или насекомых.
Боязнь чужих людей. Страх перед чужими людьми появляется еще в младенчестве и имеет совершенно очевидные корни. Складывается он на физиологическом уровне ‒ ребенок подсознательно начинает ощущать опасность в незнакомом человеке. При этом он замыкается, опускает голову и укрывается за родным человеком.
При верном поведении родителей этот страх, как правило, проходит к четырем годам. Но, если социализация в данном возрасте так и не начата, целесообразно проблеме уделить отдельное внимание. Иначе ситуация угрожает снизить самооценку ребенка, отрицательно сказаться на последующем общении со сверстниками.
Ведущим страхом 5-7 лет является страх смерти. С 5-ти лет у ребенка начинает формироваться абстрактное мышление и ему становится интересно, что такое пространство и время. В данном возрасте дети делают для себя огромное открытие, что всему есть начало и конец. Ребенок начинает сознавать, что конец жизни может случиться и у него, и у его родителей. Это действительность, которую ребенок должен признать как нечто неотвратимое в жизни. Как раз неготовность признавать данную неизбежность и порождает страх.
Ночные страхи достаточно часто встречаются (от 2 до 8% всех детей), появляются они, как правило, у впечатлительных детей в возрасте до 6 лет, главным образом, в периоды усталости, нехватки сна или стрессовых ситуаций. Чаще всего ночные страхи встречаются у мальчиков, однако на этапе взросления это соотношение изменяется, и доля девочек увеличивается приблизительно до половины.
Клаустрофобия. С боязнью темноты перекликается страх замкнутого пространства. Ребенок может не озвучивать проблему, и родители обращают на нее внимание сами, закрывая вечером дверь в его комнату, или застряв с ним в лифте. Нередкие проявления клаустрофобии сопутствуются приступами головокружения и паники. Среди ночи дети могут прибежать к родителям и начать плакать.
Боязнь белых халатов. Данное опасение тесно соединено со страхом боли. Укол, который сделан медицинским работников и белом халате, или осмотр малоприятными инструментами на долгое время сохраняют у ребенка ассоциацию с дискомфортными ощущениями. Дети начинают панически страшиться врачей и данный страх намного опаснее и сильнее самой боли, которая могла быть вызвана процедурой.
Страх наказания. Даже самое безопасное наказание ребенка может привести к спонтанным результатам. Благодаря мероприятиям по закрыванию расшалившегося ребенка в темной комнате, чулане или в другом месте, в котором очень мало света, у него могут сформироваться одновременно несколько страхов: страх замкнутого пространства, одиночества, темноты, возникновение кошмаров во сне.
Кроме того, подобные наказания прекращают психологическую связь ребенка со взрослыми, он ощущает отрешенность родителей, что в последующем может привести к появлению трудностей в браке уже у взрослого человека.
Боязнь выдуманных персонажей. Чрезвычайно восприимчивый ребенок во время просмотра телепередачи для детей, мультфильма или после чтения страшной сказки может испугаться злого героя и «оживить» его в собственном воображении в любое время дня и ночи.
Огромное влияние оказывают в данной ситуации родители, которые с артистичностью проигрывают образы Волка, съевшего бабушку Красной Шапочки, Бабая и других сказочных героев. Отдельные взрослые идут еще дальше ‒ запугивают ребенка тем, что бывает некое абстрактное зло, которое способно забрать себе ребенка, не слушающегося родителей.
Таким образом, на данном возрастном этапе жизни ребенок начинает активно развиваться, начинает открывать для себя окружающий мир при помощи общения со взрослыми и сверстниками. Так же данный возраст характерен тем, что у ребенка отлично формируется фантазия – отличная почва для возникновения страхов.