Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Детская игра в современной психологии

Определение 1

Детская игра — это основной вид деятельности дошкольника, в ходе которой происходит развитие духовных и физических сил ребенка (ловкость, интерес, память, фантазия и др.).

Особенности детской игры

Игра представляет собой метод усвоения общественного опыта, характерный для дошкольного возраста. Она является одним из самых доступных видов деятельности для ребенка, выступая в качестве метода переработки приобретенных впечатлений, находящихся вокруг в мире.

В процессе игры более ясно проявляется индивидуальность мышления и воображение детей, их энергичность. Также происходит и развитие потребности в общении. Играя, ребенок учится использовать свои знания, применяя их на практике в разных ситуациях.

Замечание 1

Игра выступает как независимая деятельность, с помощью которой ребенок вступает в общение с ровесниками. Дети в процессе игры объединяются общей целью, а также общими переживаниями. Последние способны оставить глубокий отпечаток в детском сознании, влияя на развитие добрых чувств и формирование навыков жизни в коллективе.

Определение игровой деятельности и теории игры

Игровая деятельность является одним из самых удивительных, но пока ещё не понятных до конца явлением в развитии человечества и всех живых существ. Игра характерна для всех этапов культурной жизни, проявляется у разных народов и представляет собой особенность природы человека.

Игровая деятельность необходима для подготовки подрастающих граждан к труду, становясь активным методом обучения и воспитания. Она включена в особый разряд деятельности человека и может возникать как ответ на общественную потребность подготовки подрастающего поколения к жизни.

«Детская игра в современной психологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Игра присуща не только людям, но и животным детенышам. Таким образом, данный процесс наделен определенным биологическим смыслом, то есть для игры характерна цель. Иначе она не могла бы существовать и не получила бы такого широкого распространения.

Наука рассматривает несколько теорий игры:

  • Теория Гросса, который полагал, что игра представлена как бессознательная подготовка юного организма к жизни (упражнения, определяемые с помощью инстинктов);
  • Теория К. Шиллера и Г. Спенсера, которые объясняли игру в качестве обычной траты лишней энергии, накопленной ребенком и не расходующейся на труд.

Вне зависимости от наличия разных разъяснений категории «игра», все исследователи утверждают, что основой этого процесса можно считать инстинктивные и биологические потребности детей.

Следует обращать внимание на то, что игра ребенка в полной мере соответствует его возрасту и интересам. Она включает в себя определенные элементы, способствующие выработке необходимых навыков.

Выработка и формирование почти всех самых основных наших реакций происходит в процессе детской игры. Что касается важной ее особенности, то это то, что игра первая способна научить разумному и сознательному поведению. Многие считают ее по этой причине первой школой мысли для дошкольника.

Д. Б. Эльконин связав развитие игры и психическое развитие ребенка, выделил 4 стадии развития игры:

  1. Действия, совершаемые с помощью предметов;
  2. Действия, осуществляемые посредством выбранной роли;
  3. Установка контакта в другими играющими;
  4. Моделирование поведения взрослых людей.

На первом этапе совершение действий происходит в определенной последовательности. Они не отличаются разнообразием и чаще всего повторяются (кормление куклы, переход от одного блюда к другому). Игра здесь обладает больше сюжетным (бытовым) характером, при этом все действия схожи между собой и повторяются.

Содержание второй стадии похоже на первую, но здесь осуществление действий уже происходит в зависимости от выбранной роли, обозначенной словом. Основное правило представлено последовательностью действий, совершаемых ребенком. Количество действий становится больше, при этом такая игра уже может повторяться много раз. Часто количество игроков не превышает трех человек, при этом в игре ребенок использует любимые игрушки.

Третья стадия характеризуется дополнением игровых действий установлением контакта с другими и распределением ролей до начала игры. По ходу игры также производится и распределение игрушек в зависимости от выбранной роли.

Основные правила третьего этапа состоят в направленности действий, а также в их характере. Здесь игра чаще всего совместная, а ее время уже более продолжительно. Сюжеты могут становиться не такими однотипными, как на первой и второй стадии. Для действий присуще разнообразие (например, куклу не только кормят, но и укладывают спать).

Четвертый этап больше всего отличается от остальных, поскольку ребенок начинает моделировать поведение взрослого. Тема игры может быть связана с опытом детей, который они нашли в просмотре мультфильмов или при прочтении сказок. Число играющих до 5 - 6 человек, при этом происходит объединение детей в группы по интересам, а так через личные симпатии. Игровые события отличаются продолжительностью, а также повторяются.

Общая характеристика игровой деятельности

Замечание 2

В дошкольном возрасте игровая деятельность является главным видом деятельности. Это связано это с тем, что она способна вызвать качественные изменения в детской психике и способствовать развитию абстрактного мышления, внутренней речи, памяти и внимания.

Настоящая игра наступает тогда, когда дети под одним действием предполагают другое, а под одним предметом – другой. Игровое действие здесь начинает обладать знаковым или символическим характером, что связано с тем, что происходит формирование знаковой функции сознания дошкольника.

В процессе игровой деятельности дети могут заменять предметы, беря на себя определенную роль и действуя в соответствии с нею. По мере развития для ребенка более характерным становится желание участвовать во взрослой деятельности, поскольку в настоящей жизни это для него не всегда доступно.

Основа игровой деятельности представлена ролью, которую ребенок выбирает. В процессе игры он копирует взрослое поведение, которое сохранилось у него в опыте. Игры отличаются своим содержанием, характером, а также тем местом, которое они занимают в детской жизни.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot