Социальная установка
Социальная установка – это предрасположенность субъекта к определенному социальному поведению.
Данное понятие относится к одной из основных категорий социальной психологии.
В английском варианте социальная установка соответствует понятию «аттитюд», которому присущи 4 функции:
- приспособительная функция,
- функция знания,
- функция выражения,
- функция защиты.
Важнейшими признаками социальной установки (аттитюда) является социальный характер объектов и связанное с ним поведение человека, осознанность этого поведения и отношений, их эмоциональный компонент и регулятивная роль социальной установки.
К социальным объектам можно отнести институты общества и государства, события, нормы, явления, группы, личности и др.
Эти признаки объясняют принципиальное отличие социальной установки от простой установки, лишенной социальности, эмоциональности и осознанности.
Формирование социальной установки происходит постепенно и то, что человек обобщает сегодня, в скором времени становится устойчивым убеждением.
Обобщения и оценки лежат в основе мышления человека, это своеобразная программа, облегчающая работу мозга. В результате нет необходимости тратить лишнюю энергию для оценки и анализа того или иного явления, потому что существует определенная схема – установка, позволяющая действовать быстро, без чрезмерных затрат ресурсов.
Благодаря таким социальным установкам решения принимаются быстрее и человек фокусируется на главном, но они могут и навредить, так как шаблоны поведения часто ведут по ложному пути.
Социальная установка имеет четкую структуру, а стереотип и предрассудок являются её разновидностями. Отличаются они тем, что содержат когнитивный компонент.
Социальная установка с обедненным содержанием когнитивного компонента является стереотипом.
Социальная установка с искаженным содержанием когнитивного компонента, в результате чего социальные объекты могут восприниматься индивидом не совсем адекватно, называется предрассудком.
Национальные и расовые предрассудки являются их распространенными видами.
Причина формирования предрассудков лежит в неразвитости когнитивной сферы личности, в результате чего индивид не критично относится к влиянию соответствующей среды.
Возникновение предрассудков в основном приходится на детский возраст, потому что в этот период у ребенка ещё отсутствуют адекватные знания о том или ином социальном объекте, а под влиянием родителей уже формируется определенное к нему отношение.
Закрепить предрассудок может и эмоционально пережитый жизненный опыт индивида, но интерпретированный недостаточно критично.
Социальные установки имеют одну важную особенность – это их многогранность. Одновременно они могут определять эмоции и чувства, знания и мнения, определенные реакции поведения и желание действовать определенным образом.
Иерархическая структура системы социальных установок
Для общества в целом и для конкретного человека отдельные установки по своей значимости могут занимать «неравноправное» положение, образуя своеобразную иерархию.
Данное положение отражается В.А. Ядовым в его диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности, где автор выделяет 4 уровня диспозиций, регулирующих поведение и деятельность индивида:
- Первый уровень представлен поведенческими установками на бытовом уровне;
- Второй уровень социальных установок в действии находится на уровне малых по численности групп;
- Третий уровень включает базовые социальные установки – это увлечения, профессия, общественная деятельность и др.;
- 1 Четвертый, высший уровень занимает система ценностных ориентаций личности.
Концепция В. А. Ядова не противоречит теории социальной установки.
У специалистов сомнение возникает лишь в ограничении роли социальной установки вторым и третьим уровнями, потому что психологические функции и структура ценностных ориентаций тоже являются социальными установками. Они не выделяются из общей системы социальных установок по своей психологической природе, но отличаются от других более высокой социальной и личностной значимостью.
Каждый индивид по критерию психологической значимости имеет свою собственную, субъективную иерархию социальных установок, не всегда совпадающую с общественно признанной иерархией. Например, высшей ценностью для одних является семья и дети, а для других – построение карьеры.
Если сопоставлять эти диспозиции с концепцией В.А. Ядова, то по личностным субъективным критериям для индивида они будут относиться к высшим уровням по значимости. Такой подход к проблеме иерархии обоснован А.Н. Леонтьевым в концепции общих значений и личностных смыслов социальных объектов.
А.Н. Леонтьев показывает, что для отдельных индивидов один и тот же социальный объект, имеющий однозначную интерпретацию с позиций норм общества, приобретает различный личностный смысл.
Кроме диспозиционной концепции В.А. Ядова существуют субъективные иерархии социальных установок, которые построены по критерию их психологической и личностной значимости для каждого индивида конкретно.
Социальная установка, таким образом, сама являясь системным образованием, включается в другие сложные системы, образующиеся по разным признакам. Конечным регулятором поведения и деятельности личности будет взаимодействие этих сложных систем.
Доступность и важность установок
Специалисты считают, что необходимо различать доступность и важность установок, как степень индивидуальной озабоченности каким-либо отношением. Например, человек может очень быстро определить свое отношение к тому или иному должностному лицу, а вот в отношении какого-либо экзотического фрукта готового мнения у человека нет, если он этот фрукт никогда не пробовал.
Отсюда, доступность установки показывает силу связи между объектом и оценкой этого объекта человеком. Доступность установки определяется скоростью, с которой человек сообщает о своих чувствах по отношению к объекту, т.е. формирует свое оценочное суждение.
При выборе кандидатов на высокие должностные места, как правило, есть многочисленные сторонники у каждого из них. Свое мнение о кандидате они высказывают не задумываясь, и, никакая новая информация или объективные наблюдаемые факты не могут его поколебать. Это можно объяснить тем, что чем быстрее в сознании человека возникает установка, тем она доступнее и тем труднее ее изменить.
Научные данные показывают, что чем важнее аттитюд, тем больше человек его использует при обработке информации и принятии решения. В определении важности установки, считают ученые, ключевую роль играю три фактора: собственные интересы индивида, социальная идентификация, ценностная релевантность, суть которой состоит в том, что чем больше аттитюд связан с личными ценностями человека, тем он становится важнее.