Базовое психологическое образование в странах мира
Психологические факультеты - это учебные отделения вузов, готовящие специалистов, которые занимаются изучением психической деятельности человека и групп людей.
Длительность и структура изучаемых дисциплин в программах базового психологического образования в разных странах различается. Для европейских стран этот период обычно составляет 3-6 лет. Конкретно в Англии студенты обучаются 3 года, а в Германии и Франции – 5 лет.
Для завершения психологического образования во многих странах требуется времени значительно больше, что связано с возможностью самостоятельного регулирования учебной нагрузки и темпов изучения. В Германии, например, чтобы полностью выполнить программу студенту необходимо 4,5 года с условием интенсивной учебной нагрузки. Однако большая часть студентов получает базовое психологическое образование в течение 6-ти лет.
В США высшее психологическое образования является многоуровневым. Базовое образование первого уровня предполагает обучение в течение 4-х лет и направлено на получение степени бакалавра. На этом уровне отсутствует подготовка психологов и психологическая специализация. Студенты получают небольшую профессиональную подготовку и могут работать только в качестве вспомогательного персонала.
Второй и третий уровень высшего образования носят название послевузовского. Программы на этой стадии рассчитаны на два года обучения и ориентируют студентов к научной или практической профессиональной работе.
В России действует традиционная модель обучения, рассчитанная на пятилетний период, но и российское психологическое образование в соответствии с Болонскими реформами, тоже переходит на многоуровневую систему подготовки психологов.
Четырехлетняя программа первого уровня дает степень бакалавра и обеспечивает общее психологическое образование. Обучение на втором уровне продолжается два года и дает степень магистра психологии. Программы магистратуры – позволяют получить специализированное психологическое образование в одной из отраслей психологии.
Программы базового психологического образования в разных странах имеют разную долю дисциплин по психологии, но всё-таки составляют большую часть учебных предметов.
Дополнительными могут быть дисциплины биологического или социального профиля. Для американских студентов-психологов специальные дисциплины составляют 1/3 часть от всех изучаемых предметов, 1/3 часть приходится на предметы общеобразовательного профиля и ещё 1/3 часть составляют дисциплины дополнительной специализации по выбору студента.
Российская программа базового психологического образования, в общем, сходна с американской, но профессиональные психологические дисциплины в российской программе составляют 2/3 от общего числа.
Отличительной особенностью российского базового психологического образования является то, что оно дает не только высшее образование, но ещё и профессиональную подготовку.
Российское базовое психологическое образование более длительное, потому что дает профессиональную подготовку студентам.
Студенты-психологи за время своего обучения изучают гуманитарные, социально-экономические, математические, естественно-научные, психологические дисциплины.
Содержание профессиональной подготовки психологов в России
Программа психологических факультетов в России разрабатывается на основе государственного образовательного стандарта по соответствующей специальности.
Студенты психологических факультетов изучают дисциплины:
- фундаментальную психологию;
- методологию и методы психологического исследования;
- прикладную психологию;
- практическую психологию, педагогические дисциплины.
Фундаментальная психология включает введение в психологию, зоопсихологию и сравнительную психологию, общую психологию, психологию личности, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, а также историю психологии.
Данные психологические дисциплины дают возможность получить общее психологическое образование, необходимое для профессиональной компетентности в любой сфере деятельности.
Через методологию и методы психологических исследований осваивается введение в психологию, общая психология, психологический практикум, методы психологического исследования, экспериментальная психология, психодиагностика, математические методы в психологии.
Прикладная психология включает изучение таких дисциплин как клиническую психологию, педагогическую психологию, психологию труда, психологию управления.
Знания прикладной психологии способствуют повышению психологической эрудиции студентов-психологов, оказывают помощь для выбора будущей специализации в профессиональной деятельности.
К практической психологии относятся психодиагностика, психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция, специальная психология, знание которых необходимо для практической деятельности.
К педагогическим дисциплинам, изучаемым на психологических факультетах, относятся история и философия образования, методика преподавания психологии, педагогика.
Все дисциплины являются предметными областями и изучаются студентами-психологами в обязательном порядке.
Вместе с обязательными дисциплинами кафедры психологии вузов предлагают студентам курсы по выбору.
За период обучения студенты выполняют курсовые и дипломные проекты, проходят практику. При выполнении курсовых и дипломных проектов студенты занимаются поиском информации, планированием, проведением эмпирического исследования, оформлением результатов.
Обучение в вузе заканчивается итоговой государственной аттестацией, которая включает выпускную квалификационную работу и госэкзамен, подтверждающих знания в области профессиональной подготовки, владение полученными умениями и навыками.
Учебная литература и учебные пособия по психологии
Вузовские учебники по психологии представляют собой научно ориентированную литературу с основными понятиями, примерами, научными фактами, а также методами исследований, полемикой и дискуссиями. Студентам приходится сталкиваться с тем, что ученые по многим проблемам имеют разные точки зрения, а это дает возможность избежать категоричности.
Учебники по предмету дополняются учебными пособиями, которые по отдельным темам расширяют и углубляют учебный материал.
К учебным пособиям относятся хрестоматии, словари, сборники упражнений и задач, справочники и др.
При написании учебников и учебных пособий используется научный язык, правда, более доступный по сравнению с научными монографиями и статьями. Авторы этих книг ставят перед собой задачу – систематизированное изложение той или иной области психологии.
В процессе обучения студентам необходимо овладеть умением читать научную литературу, а для углубления отдельных тем даются задания изучить научную литературу по конкретной проблеме.
К сожалению, не все учебники ещё написаны, например, по некоторым спецкурсам, поэтому студенты получают задания по изучению монографий, статей, научных журналов, сборников научных трудов.
Для начинающих студентов статьи и научные книги бывают не всегда доступны, потому что содержат развернутое содержание научных исследований и предназначены для профессиональных психологов.
Это предметно ориентированная литература в отличие от учебных пособий, и не рассчитана на учебные цели.
Исходя из структуры книги и количества авторов, выделяются такие типы психологических изданий – монографии, коллективные монографии, сборники научных трудов, написанные научным языком и представляющие данные по какой-либо психологической проблеме. При недостаточности знаний, студенты могут испытывать трудности при их чтении.
Результаты проведенных исследований ученые психологи сообщают в периодических изданиях, например, статьи в журналах, преимущество которых заключается в оперативности публикации. В статье цели, задачи, методики, результаты и выводы по проблеме, лаконично изложены.