Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Цели общения в психологии

Всем известно, что существуют базовые потребности организма, которые обеспечивают нормальную его жизнедеятельность. К ним относится потребность в воде, еде, сне и безопасности. Однако многие забывают о поддержании психического здоровья своего организма, в частности об общении с другими людьми. Исследователи доказали, что если человек будет пребывать в условиях полнейшей изоляции от внешнего мира, его психическое здоровье может значительно ухудшиться. Поэтому человеку нельзя надолго оставаться в одиночестве, а тем более без общения.

Функции и цели общения

Существует три функции общения:

  • регулятивная – изменение поведения одним лицом у другого (например, начальник дает подчиненному какое-либо распоряжение);
  • информационная – передача информации друг другу;
  • аффективная – взаимообмен эмоциями.

Цели общения можно подразделить на функциональные и объектные.

К функциональным целям общения относится:

  • изменение мнения, намерения, поведения другого человека;
  • поиск человека, который может дать поддержку, похвалу, сочувствие, понимание, эмоциональный отклик;
  • оказание помощи другому человеку;
  • получение помощи;
  • самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить свои умения, находчивость, смекалку, способности);
  • поиск партнера для совместной деятельности, беседы, игры и так далее (т. е. партнера для взаимодействия);
  • приобщение другого (других) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение).

К объектным целям общения относится поиск собеседника – человека, который может дать именно то, что нужно.

Что касается функций общения, их можно подразделить на следующие типы:

  • информационная;
  • экспрессивная;
  • регулятивная;
  • социализации;
  • социального контроля.

Советский психолог Борис Федорович Ломов выделяет также другие функции общения, которые другими специалистами определяются как цели общения. К ним относится:

«Цели общения в психологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • устанавливание и развитие межличностных отношений;
  • организация совместной деятельности;
  • познание личностных особенностей собеседника.

Если рассматривать общепринятые функции общения, то информационная отвечает за прием и передачу информации от одного человека к другому. Экспрессивная функция отвечает за перенимание эмоционального состояния другого человека, т.к. часто человек нуждается в общении для того, чтобы изменить свое эмоциональное состояние. Регулятивная функция нужна для того, чтобы воздействовать на участника межличностного общения для того, чтобы изменить его поведение в лучшую сторону, однако это воздействие обязательно должно быть обоюдным. Функция социализации важна по причине формирования единого целого в коллективе. Для успешного «выживания» необходимо учитывать интересы других, выражать доброжелательность, производить действия, направленные на улучшение отношений в коллективе. Функция социального контроля отвечает за установления норм поведения и наказаний за их несоблюдение.

Цели делового общения

Замечание 1

Помимо обычного общения существует деловое, связанное с рабочей деятельностью людей всех профессий. Его отличие от обычного общения заключается в том, что оно имеет определенные рамки, и от того, успешно деловое общение или нет, зависит эффективность работы организации.

Деловое общение чаще всего проводится в форме переговоров. Цели и средства делового межличностного общения зависят от общей цели компании. Например, когда коллективу нужно решить какую-то проблему, применяется техника мозгового штурма.

Перед сотрудниками и фирмой в целом стоят главные цели общения – это обеспечение подходящих условий для продуктивных умозаключений и организация общей объектной работы. К таким целям могут относиться создание корпоративной культуры, предложение новых услуг, подбор персонала, мотивация служащих, формирование трудового коллектива, создание продуктов, разработка идей, обучение персонала, тренинги и так далее. И, конечно, же, во время всех этих процессов происходит взаимовлияние партнеров, поэтому еще одной важной целью должно быть создание дружелюбной атмосферы и предупреждение возникновения конфликтов.

В общении с начальством подчиненный имеет возможность попросить о повышении заработной платы с целью улучшения качества его жизни и решения финансовых трудностей. Для того, чтобы увеличить количество шансов, необходимо работать на благо компании, выдвигать свои идеи по улучшению рабочего процесса, не портить отношения с начальством. Эти действия могут поспособствовать увеличению заработной платы или выдаче хорошей премии, а в некоторых случаях – даже продвижение по карьерной лестнице. Когда человек добился цели о повышении должности и зарплаты, он заодно закрепляет за собой новый статус и престиж, стремится повысить свой авторитет.

Каждый сотрудник действует, принимая определенные решения, которые приведут к наилучшему результату для фирмы и наименьшему исходу собственных усилий и затрат, которые повлекут эти действия. Человек учится совмещать свои и чужие интересы, соблюдая нормы компании, приспосабливаться к особенностям поведения других коллег, соблюдают правила пользования чужими предметами. Опираясь на них, люди действуют определенным образом, и совершают свой выбор, соблюдая это и другие права.

При обсуждении на общем совещании формальных вопросов, которые требуют голосования или совместного решения, участники деловых переговоров будут руководствоваться рациональностью и логичностью предлагаемых идей. Такие качества, как креативность и интуиция во внимание не берутся, так же, как и социальные качества руководителя.

Для достижения целей делового общения в компании должны быть созданы условия, способные выявить творческие способности человека, его профессиональные знания. Благодаря этому руководство компании сможет гораздо спокойнее относиться к требованиям своих сотрудников и применять их личные интересы на благо компании.

Дата последнего обновления статьи: 26.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot