Всем известно, что существуют базовые потребности организма, которые обеспечивают нормальную его жизнедеятельность. К ним относится потребность в воде, еде, сне и безопасности. Однако многие забывают о поддержании психического здоровья своего организма, в частности об общении с другими людьми. Исследователи доказали, что если человек будет пребывать в условиях полнейшей изоляции от внешнего мира, его психическое здоровье может значительно ухудшиться. Поэтому человеку нельзя надолго оставаться в одиночестве, а тем более без общения.
Функции и цели общения
Существует три функции общения:
- регулятивная – изменение поведения одним лицом у другого (например, начальник дает подчиненному какое-либо распоряжение);
- информационная – передача информации друг другу;
- аффективная – взаимообмен эмоциями.
Цели общения можно подразделить на функциональные и объектные.
К функциональным целям общения относится:
- изменение мнения, намерения, поведения другого человека;
- поиск человека, который может дать поддержку, похвалу, сочувствие, понимание, эмоциональный отклик;
- оказание помощи другому человеку;
- получение помощи;
- самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить свои умения, находчивость, смекалку, способности);
- поиск партнера для совместной деятельности, беседы, игры и так далее (т. е. партнера для взаимодействия);
- приобщение другого (других) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение).
К объектным целям общения относится поиск собеседника – человека, который может дать именно то, что нужно.
Что касается функций общения, их можно подразделить на следующие типы:
- информационная;
- экспрессивная;
- регулятивная;
- социализации;
- социального контроля.
Советский психолог Борис Федорович Ломов выделяет также другие функции общения, которые другими специалистами определяются как цели общения. К ним относится:
- устанавливание и развитие межличностных отношений;
- организация совместной деятельности;
- познание личностных особенностей собеседника.
Если рассматривать общепринятые функции общения, то информационная отвечает за прием и передачу информации от одного человека к другому. Экспрессивная функция отвечает за перенимание эмоционального состояния другого человека, т.к. часто человек нуждается в общении для того, чтобы изменить свое эмоциональное состояние. Регулятивная функция нужна для того, чтобы воздействовать на участника межличностного общения для того, чтобы изменить его поведение в лучшую сторону, однако это воздействие обязательно должно быть обоюдным. Функция социализации важна по причине формирования единого целого в коллективе. Для успешного «выживания» необходимо учитывать интересы других, выражать доброжелательность, производить действия, направленные на улучшение отношений в коллективе. Функция социального контроля отвечает за установления норм поведения и наказаний за их несоблюдение.
Цели делового общения
Помимо обычного общения существует деловое, связанное с рабочей деятельностью людей всех профессий. Его отличие от обычного общения заключается в том, что оно имеет определенные рамки, и от того, успешно деловое общение или нет, зависит эффективность работы организации.
Деловое общение чаще всего проводится в форме переговоров. Цели и средства делового межличностного общения зависят от общей цели компании. Например, когда коллективу нужно решить какую-то проблему, применяется техника мозгового штурма.
Перед сотрудниками и фирмой в целом стоят главные цели общения – это обеспечение подходящих условий для продуктивных умозаключений и организация общей объектной работы. К таким целям могут относиться создание корпоративной культуры, предложение новых услуг, подбор персонала, мотивация служащих, формирование трудового коллектива, создание продуктов, разработка идей, обучение персонала, тренинги и так далее. И, конечно, же, во время всех этих процессов происходит взаимовлияние партнеров, поэтому еще одной важной целью должно быть создание дружелюбной атмосферы и предупреждение возникновения конфликтов.
В общении с начальством подчиненный имеет возможность попросить о повышении заработной платы с целью улучшения качества его жизни и решения финансовых трудностей. Для того, чтобы увеличить количество шансов, необходимо работать на благо компании, выдвигать свои идеи по улучшению рабочего процесса, не портить отношения с начальством. Эти действия могут поспособствовать увеличению заработной платы или выдаче хорошей премии, а в некоторых случаях – даже продвижение по карьерной лестнице. Когда человек добился цели о повышении должности и зарплаты, он заодно закрепляет за собой новый статус и престиж, стремится повысить свой авторитет.
Каждый сотрудник действует, принимая определенные решения, которые приведут к наилучшему результату для фирмы и наименьшему исходу собственных усилий и затрат, которые повлекут эти действия. Человек учится совмещать свои и чужие интересы, соблюдая нормы компании, приспосабливаться к особенностям поведения других коллег, соблюдают правила пользования чужими предметами. Опираясь на них, люди действуют определенным образом, и совершают свой выбор, соблюдая это и другие права.
При обсуждении на общем совещании формальных вопросов, которые требуют голосования или совместного решения, участники деловых переговоров будут руководствоваться рациональностью и логичностью предлагаемых идей. Такие качества, как креативность и интуиция во внимание не берутся, так же, как и социальные качества руководителя.
Для достижения целей делового общения в компании должны быть созданы условия, способные выявить творческие способности человека, его профессиональные знания. Благодаря этому руководство компании сможет гораздо спокойнее относиться к требованиям своих сотрудников и применять их личные интересы на благо компании.