Краткая биография
Брушлинский А.В. окончил в $1956$ году МГУ им. М.В.Ломоносова, отделение психологии философского факультета. Он был учеником Рубинштейна. В период с $1956$ года по $1972$ год работал в Институте философии АН СССР в Секторе психологии. В $1972$ году в составе этого учреждения перешел работать в Институт психологии АНСССР. Начиная с $1989$ года, являлся директором Института психологии РАН.
В период с $1981года по 1987$ год Андрей Владимирович занимал должность заместителя главного редактора журнала «Вопросы психологии», а с $1988$ года был главным редактором «Психологического журнала АН СССР». Также Брушлинский являлся членом редакционного совета нескольких других зарубежных и отечественных изданий.
Брушлинский являлся председателем Московского отделения Общества психологов СССР на протяжении пяти лет с $1983$ года, а с $1989$ года членом Центрального Совета ОПСССР. Андрей Владимирович был инициатором создания Президиума Российского Психологического общества и его активным членом.
Вклад в развитие психологии
Областью научных интересов Брушлинского являлись гносеологические и онтологические основания психологии, экспериментальная и теоретическая психология мышления, педагогическая психология, психология личности и субъекта, история психологии.
В своих работах, посвященных изучению мышления, Брушлинский исследовал основные отличия мышления человека от работы компьютера.
Брушлинским был разработан новейший вариант системного подхода, который основывался на континуально-генетическом методе исследования человека как субъекта, а также его психики. На основе данного метода экспериментально изучалось мышление в качестве деятельности и непрерывного процесса прогнозирования. Им был открыт новый вид инсайта, так называемый не мгновенный инсайт. Брушлинский указал на недостатки традиционной трактовки обратной связи и воображения.
Андрей Владимирович обосновал вывод о том, что мышление в определенной степени является творческим и поэтому репродуктивного мышления не существует. Результатом стала новая трактовка взаимосвязи творчества и мышления. Была раскрыта подчиненная роль диалога относительно мышления в процессе решения задач при помощи анализа через синтез и высказана критика в адрес теории Бахтина.
Брушлинским была разработана теория внутриутробного зарождения психики человека.
Брушлинский А.В. стал автором континуально-генетической психологии субъекта, где группа людей и человек раскрываются на высшем уровне своей активности, целостности, автономности. Понятие субъекта в ней рассматривается как общее и широкое определение человека в интегральности всех присущих ему качеств: социальных, природных, общественных, индивидуальных. При этом под социальным подразумевается общечеловеческое, а под общественным типологическое, характерное только для определенных общностей. Основываясь на этой точке зрения Брушлинский считал, что нельзя разделять психологию на две части: естественнонаучную и гуманитарную. В итоге он разработал теорию творчества и теорию нравственного и умственного развития людей.
Результаты всех своих исследований Брушлинский обобщил в новой трактовке диалектической логики, где полностью соблюдается логический закон противоречия. Он уточнил принцип детерминизма по отношению к психическому и историческому развитию людей. Проведел критический анализ концепции Выготского и его теории научных и житейских понятий.
Брушлинский постоянно сопоставлял субъектно-деятельностный и знаково-речевой подходы при сравнении теорий:
- Бахтина,
- Выготского,
- Гальперина,
- Давыдова,
- Леонтьева,
- Московичи,
- Пиаже,
- Рубинштейна,
- Франка.