Блонский Павел Петрович (14 (26) мая 1884 – 15 февраля 1941 - русский исследователь в области философии, психологии и педагогики.
Краткая биография
Родился в 1884 году в Киеве, учился с 1902 года в киевском университете на историко-филологическом факультете, который закончил в 1907 году. В круг интересов студента входили вопросы античной философии, гносеологии, этики. В 1913 году был приват-доцентом.
После революции занимался преподаванием, переехал из Киева в Москву, где под руководством Г.И. Челпанова в аспирантуре проводил психологические исследования.
В 1919 году стал руководителем Академии народного образования в Москве.
В 1920 году являлся автором ряда школьных учебников и статей, которые были опубликованы не только в России, но и за рубежом. Рекомендованный Н.К. Крупской, работал в научно-педагогической секции ГУС (Государственный учёный совет), принимал участие в разработке учебных программ.
1924-1928 гг. – издан ряд исследований в области педологии.
В круг интересов учёного входят различные аспекты педагогики и психологии – представлены особенности генетической теории памяти, рассмотрены проблемы воспитания, обучения детей, описана возрастная периодизация психического развития ребёнка.
В конце жизни болел туберкулёзом, умер в 1941 году.
Вклад в науку
Хотя учёным и издавались философские труды, но наиболее весомый вклад учёным внесён в разработку теоретических и практических аспектов педагогики и психологии.
В области педагогики значимыми трудами учёного являются: «Трудовая школа», «Педология» и ряд других. В педагогических исследованиях автором детально представлены проблемы воспитания – определены цель, задачи воспитания подрастающего поколения, выделены направления воспитания детей (умственное, эстетическое, атеистическое, физическое, трудовое, политехническое). Кроме того, выделены структурные компоненты организации трудовой деятельности детей.
Часть педагогических исследований посвящены основам организации обучения школьников, в частности, П.П. Блонским были выдвинуты требования к обучению (научности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей, активности, самостоятельности), которые не потеряли своего значения в современной дидактике.
Кроме того, учёным были обосновано использование практических методов обучения, описаны стимулы к занятиям, обоснованы организационные вопросы работы с неуспевающими школьниками, выдвинуты требования к организации урока.
Около 20 исследований автора посвящены вопросам психологии, особым образом выделяются труды, направленные на изучение проблем памяти (дано определение памяти, выделены 4 типа памяти), взаимосвязи памяти и мышления (сделана попытка выявления природы мышления, описана работа по развитию мышления детей на различных этапах возрастного развития, даны рекомендации по развитию внимания детей, представлена периодизация психического развития ребёнка, в которой рассматривается последовательная стадиальность прохождения различных возрастных периодов.
Основные труды
П.П. Блонским издавались труды по различным направлениям.
Философское направление представляют труды:
- «Проблема реальности у Беркли» (1907 год);
- «Философия Плотина» (1918 год);
- два тома «Современной философии» (1918-1922 гг.).
Вопросам психологии посвящены труды:
- «Очерк научной психологии» (1921);
- «Психологические очерки» (1927);
- «Очерки детской сексуальности» (1928);
- «Память и мышление» (1935, переиздание 2001 г.);
- «К проблеме воспоминания» (2008);
- «Развитие мышления школьника» (1935);
- «Избранные психологические произведения» (1964) и др.
Педагогические аспекты воспитания и обучения рассмотрены в трудах:
- «О национальном воспитании» (1915);
- «Задачи и методы народной школы» (1916);
- «Трудовая школа» (1919);
- «Реформа науки» (1920);
- «Избранные педагогические произведения» (1961) и др.