Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Барьеры общения и способы их преодоления

Определение 1

Барьер общения – это психологический феномен, представляющий собой трудности, которые проявляются в процессе общения коммуникатора и реципиента. Зачастую они могут стать поводом для конфликта или препятствием для взаимопонимания и взаимодействия.

Причины возникновения барьеров в общении

Одна из причин неэффективности делового общения представляет собой существование барьеров в коммуникации. Причины их возникновения включают:

  • Психологические особенности партнеров (например, разница в интеллектуальном уровне, темпераменте, мышлении и др.);
  • Социальные, политические, религиозные, национальные различия, разный уровень образования;
  • Различия в словарном запасе и лексиконе;
  • Различное знание предмета обсуждения.

С проблемами в общении сталкивался почти каждый человек, вне зависимости от пола, возраста, социального статуса, ценностей и установок. Это предполагает то, что причины барьеров разные и могут присутствовать в жизни каждого. Они могут осознаваться или не осознаваться людьми, вступающими в общение. От этого в большей степени зависит то, насколько быстро человек способен заметить, что у него проблема и то, как он сможет их решить. Коммуникативные барьеры могут быть также надуманными одним или несколькими собеседниками.

Основные барьеры коммуникации и способы их преодоления

Барьеры общения представляют собой препятствия в ходе коммуникации, которые имеют отношение к обмену информацией между собеседниками. Среди самых распространенных барьеров можно выделить:

  • семантический,
  • фонетический,
  • логический.

Семантический барьер возникает, когда 2 человека под одинаковыми понятиями подразумевают абсолютно разные вещи. Он возникает почти всегда и везде, так как люди очень по-разному понимают многие вещи. По этой причине, разговаривая на одну и ту же тему, мы можем говорить о разном, сталкиваясь с непониманием друг друга.

«Барьеры общения и способы их преодоления» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Для разрушения этого барьера нужно хорошо понимать партнера и его картину мира, которая представлена смыслами, вкладываемыми в разные категории. Если возникают возможные неточности, нужно подробно объяснить, что вы имеете в виду. Также в беседе важно стараться использовать понятные для собеседника слова и их сочетания.

Фонетический барьер заключается в плохой технике речи. В этом случае не понятно, что говорит собеседник. Это мешает воспринимать сообщаемые им сведения. Если интерес в общении с таким человеком присутствует, то необходимо приспособиться к его манере говорить. Можно изредка переспрашивать в непонятных местах.

Если происходит неформальное или дружеское общение, то можно в мягкой форме донести до собеседника, что понять его сложно из-за некоторых особенностей речи. Здесь по возможности он может подстроиться и скорректировать данные недостатки.

Логический барьер представляет собой неумение индивида выражать собственные мысли. В речи таких людей путаются причинно-следственные связи, некоторые понятия подмениваются.

Если пришлось общаться с таким собеседником, то необходимо набраться терпения: слушать его очень внимательно и задавать вопросы, что поможет получить необходимые сведения. Любой человек, обнаруживший у себя подобную особенность, должен постараться от нее избавиться. Существует несколько советов для таких людей:

  • послушать, как выражают свои мысли хорошие ораторы или писатели,
  • прочитать литературу по логике,
  • записаться на курсы ораторского мастерства,
  • попросить друзей дать обратную связь с рекомендациями и др.

Другие барьеры общения и пути их устранения

У каждого человека есть характер, при этом некоторые его черты могут кого-то не устраивать. Личностный барьер заключается в том, что у кого-то эти черты настолько заострены, что даже сам характер может представлять собой барьер.

Особенности данного барьера могут быть связаны с незнанием своих особенностей или с недостатком самоконтроля. Так, чрезмерная медлительность или, наоборот, суетливость способна в определенных ситуациях раздражать партнеров по общению.

Барьеры взаимодействия связаны с взаимодействием с человеком в процессе общения. Они возникают из-за недовольства поведением партнера по общению. Как правило, в точках зрения собеседников присутствуют существенные различия.

Мотивационный барьер проявляется при наличии разных мотивов вступления в контакт у партнеров по общению. Например, человек хочет получить поддержку от подруги, а она желает, чтобы вы обсудили ее новую прическу. Здесь человек может столкнуться с непониманием, а партнеры часто по этой причине ссорятся. Для исключения подобный ситуаций важно сразу прояснить друг другу, что вы хотите получить в ходе общения.

Барьер некомпетентности можно часто встретить в совместной работе. Человека может злить некомпетентность партнера, когда он начинает говорить очевидные глупости для вас. Все это вызывает злость, досаду и чувство, что вы потеряли время. Существует 2 варианта решения – либо постепенное подталкивание человека к более глубокому пониманию вопроса (например, ненавязчивое объяснение), либо сворачивание общения. Выбор будет зависеть в основном от целей.

Этический барьер находит проявление при несовместимости нравственных позиций партнеров. Здесь важно не пытаться заниматься перевоспитанием или высмеиванием собеседника. Гораздо более эффективно свернуть общение или попытаться найти взаимовыгодный компромисс, особенно если у вас предусмотрена какая-то важная общая цель.

Причина проявления барьера стилей общения состоит в том, что у каждого человека своя уникальная манера, которая зависит от темперамента, характера, воспитания, профессии и прочих факторов. Как правило, ее формирование — это достаточно длительный процесс, а впоследствии ее становится сложно менять.

Стиль общения состоит из основного мотива (зачем вы общаетесь – самоутверждение, поддержка), отношения к другим людям (доброта, терпимость, жестокость), отношения к себе и характера воздействия на людей (давление, манипуляция, уговоры). Часто стиль общения другого человека приходится просто принимать, так как поменять его сложно, а общаться необходимо.

Дата последнего обновления статьи: 30.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot