Система переработки информации
Система переработки информации - это целостный комплекс средств и методов получения и преобразования информации, позволяющий на основе исходных данных получить совокупность выходных сведений, необходимых для принятия решения.
В когнитивной психологии выделяют две группы способов переработки информации:
- автоматические (рефлекторные),
- сознательные (рефлексивные)
Автоматические процессы характеризуются активацией вне сознательного контроля и реализуются параллельно с другими подсистемами, они не ограничиваются объемом поступающей информации и кратковременной памяти, работают без волевых усилий и намерений со стороны субъекта. Как правило, автоматизированные процессы актуализируются в условиях привычной обстановки и реализации привычных действий.
Сознательные процессы характеризуются сознательной активацией, сознательным намерением со стороны субъекта. Эти процессы более медленные и последовательные, ограниченные по объему поступающей информации. Как правило, сознательные процессы актуализируются в новых ситуация и при реализации новой или изменяющей деятельности.
Р. Шиффрин и У. Шнайдер отмечают, что два этих основных типа процессов не являются последовательными в своей работе, между ними есть множество точек перехода. Р. Шиффрин отмечал, что на этапе ввода стимула более всего преобладают автоматизированные процессы: быстрые, не контролируемые сознанием, осуществляемые параллельно. На этапе ответа уже больше роль сознательных процессов: медленных последовательных и ограниченных по объему памяти.
Основным механизмом перевода контролируемой информации в автоматизированную является картирование - установление соответствия между стимулами и ответами на них в системе долговременной памяти.
Таким образом, получается, что многие контролируемые процессы при долговременном повторении переводятся в автоматизированные действия. Соответственно, автоматизмы делятся на 2 категории: естественные (которые даны от рождения) и приобретенные (сформированные при жизни).
Подходы к изучению автоматических процессов
Исследование процессов переработки информации берет свое начало из когнитивной психологии, в рамках которой разрабатывались концепции по работе внимания. Исследовались процессы селекции внимания: пропуска релевантной информации и отбрасывания иррелевантной информации.
Основным механизмом отбрасывания иррелевантной информации когнитивные психологи отмечали активное торможение, то есть сознательного подавления ненужной информации. Механизмы активного торможения связаны с активацией фронтальных структур коры, так как именно эта область отвечает за сознательную регуляцию деятельности.
Теории ранней селекции, которые предлагали концепцию «бутылочного горлышка» внимания, отстаивали идею об экономности и предельной продуктивности внимания, оказались несостоятельными.
Так, многие исследования в парадигме множественной селекции показали, что подаваемые по иррелевантному каналу стимулы все-таки проходят некую обработку. Наибольшую доказательную силу здесь показали эксперименты с двойными сообщениями, в которых по одному каналу подавалась релевантная информация, а по другому - иррелевантная. Так или иначе, результаты говорят о то, что иррелевантная информация так или иначе проходит семантическую обработку, но анализируется менее часто, чем релевантная.
Еще одной парадигмой исследования механизмов переработки информации является концепция предшествующего сообщения (прайминга): предъявление стимула, которому до этого предшествовал родственный стимул, ускоряет ответ на актуальный стимул (положительный прайминг). Однако в рамках данной концепции работает и эффект негативного прайминга, который заключается в том, что предшествующий стимул затрудняет ответ на актуальный.
Одним из явных примеров такого феномена является эффект Струппа.
Эффект Струппа
Эффект Струппа - это эффект задержки ответа или торможения, который проявляется при конфликте конгруэнтного (соответствующего) и неконкруэнтного (несоответствующего) стимулов.
Эффект был обнаружен в 40-х годах 20 века Дж. Струппом. Он предлагал испытуемым задачу, состоящую из трех этапов. Испытуемым предлагались 3 списка, в первом из которых были написаны названия цветов черными чернилами, во втором списке названия цветов были написаны цветными чернилами, цвет которых не совпадал с названием цвета, в третьем же списке были просто представленны группы квадратов разных цветов.
Задача Струппа строилась следующим образом - испытуемым необходимо было называть цвета, которыми были написаны слова, которые семантически обозначают другие цвета. К примеру, слово «красный» написано желтым цветом. И задача испытуемого состояла в том, чтобы назвать цвет, которым написано слово, то есть желтый в данном примере.
В результате Дж. Струпп обнаружил, что при решении задачи из второго списка (названии цвета шрифта неконгруэнтного словесного стимулу) обнаруживается задержка ответа у испытуемых: время ответа больше, чем при ответе при решении 1 и 3 списка, то есть при назывании цвета словесных стимулов и назывании цвета графических стимулов. В итоге, разница этого времени и есть проявление эффекта Струппа.
В данной задаче проявляется эффект интерференции - смешения двух каналов информации: семантического и зрительного. То есть смешение автоматического и сознательного уровня переработки информации.
Дж. Струпп выдвинул предположение о том, что чтение для человека является более автоматизированным процессом, чем называние цвета. Получается, что на уровне автоматической переработки мы читаем один цвет (семантический уровень), а назвать должны тот, который мы получаем в результате сознательной переработки. То есть испытуемый должен делать над собой усилие и подавлять интерферирующую информацию (написанную).
Таким образом, эффект Струппа - это проявление эффекта интерференции - смешения двух каналов информации, в результате которого происходит замедление ответа. То есть на выходе обработки информации происходит конфликт - значение семантической обработки мешает извлечению информации цветовой. Данный эффект говорит о том, что действия, которые у нас доведены до автоматизма, конфликтуют с сознательной переработкой информации.
Однако, важным замечанием является то, что предположение Дж. Струппа об автоматизации чтения лишь отчасти верно, так как если бы это стопроцентно так, то чтению не могли бы помешать никакие другие воздействия.
Надо отметить, что задача Струппа является очень популярной и разветвленной в своих модификациях. Она часто используется для анализа когнитивной гибкости.