Понятие ассертивного поведения
Ассертивное поведение – это способность человека вежливо отстаивать свою точку зрения, быть сдержанным и в то же время настойчивым.
Зачастую подобную модель поведения применяют политики, дипломаты, а также бизнесмены, а также люди, которые вынуждены на постоянной основе общаться с клиентами и доказывать им собственную правоту. Основным достоинством ассертивного поведения можно назвать тот факт, что человек, привыкший решать проблемы с помощью ассертивного поведения, может в полной мере защитить собственные права, при этом не затрагивая прав других. Как правило, такой человек никогда не спровоцирует конфликт в обществе, при чем это касается как открытых конфликтов, так и внутренних. Однако, при всей своей скромности индивид, который привык использовать модель ассертивного поведения, способен выражать собственные чувства, не боится высказывать свое мнение, а также удовлетворять свои потребности, т.е. у такого человека отсутствует какое-либо стеснение или зажимы различного рода.
Практически у всех нас есть знакомые, которые при любом общении сразу начинают что-то доказывать другим, злиться, повышать голос, в результате чего у остальных портится настроение. Подобное поведение считается агрессивным. Как правило, личности, реализующие подобную модель поведения не способны в полной мере контролировать свои эмоции, поэтому выплескивают их на других, даже не думая о возможных последствиях. В противоположность агрессивному поведению выделяют другой, пассивный тип поведения. Люди с таким типом поведения не могут самостоятельно принять какое-либо решение, они хотят, чтобы их жалели и приласкали. Как правило, большинство проблем такие люди решают слезами. Ассертивное же поведение, представляет собой золотую середину между этими двумя крайностями.
Реализуя ассертивное поведение, индивид способен нормально общаться в социуме, умеет отстоять собственную точку зрения, никогда не теряет контроль над эмоциями, что позволяет ему добиться поставленных целей.
Свойства ассертивности
В качестве одного из свойств ассертивности можно назвать установленную учеными связь между физической привлекательностью и ассертивностью.
Так, некоторые ученые говорят о том, что различного рода ситуационные переменные выступают в качестве важнейших детерминант ассертивного поведения и его восприятия.
Учёные Д. Халл и Х. Шредер в своих работах описывали случаи негативного восприятия женщин, реализующих ассертивную модель поведения в деловом общении, например, когда они возвращали ранее купленные товары или отказывались от их приобретения, несмотря на уговоры со стороны консультантов. В таких случаях сотрудники магазинов считали их агрессивными и в большей мере неприятными.
Р. Лао с группой соавторам установил, что женщины со средним уровнем ассертивности вызывают гораздо большую симпатию у окружающих, что выступило в качестве некоторой базы предположения, в соответствии с которым женщина, реализующая модель ассертивного поведения на умеренном уровне, вызовет большую аттракцию, чем другие индивиды женского пола.
Второе предположение, базирующееся на мнение, что наибольшее отклонение от классических гендерных ролей формирует максимальные неудобства, заключалось в том, что агрессивная женщина, как правило, вызывает наименьшую степень аттракции. Ученными Р. Альберти и М. Эммонс была отмечена связь между самоопределением и ассертивностью в качестве факторов, позволяющих людям в полной мере справляться с постоянными жизненными трудностями и проблемными ситуациями, возникающими на ежедневной основе. И ассертивность, и самоопределение развиваются у человека с раннего возраста, потому их связь наиболее целесообразно рассматривать, начиная с подростковой стадии социализации отдельного индивида. Исследования подтвердили связь между самоопределением школьников и ассертивностью в целом и с ее компонентами: настойчивостью в преодолении трудностей, которые непосредственно связаны с обучение в школе; большей инициативностью и настойчивостью в поиске более подробных сведений, касающихся их будущего.
Было проведено исследование по установлению эффективности ассертивного поведения в ситуациях, которые требовали отказа человека в исполнении чьей-либо просьбы. Целью такого исследования было сравнение когниций (моментов осознавания и принятия решения), которые применяются в подобной ситуации людьми с низкой и высокой ассертивностью. Результаты показали, что индивиды с высокой ассертивностью в несколько раз успешнее справляются с распознаванием подобной ситуации и ориентацией в проблеме. На последнем этапе эксперимента участникам предложили список выходов из ситуации, одни из которых были эффективными, другие – нет. Результаты показали, что высокоассертивные индивиды лучше распознавали те решения, которые в конечном итоге приводили к наиболее высокому результату.
Оценка ассертивности
На сегодняшний день достаточно сложно оценить насколько индивид является ассертивным. В некоторых ситуациях человек может довольно уверено говорить другим о своих правах или предпочтения, а в других – не может позволить себе даже открыть рот и лишь расстраивается от собственной мягкотелости. В настоящее время для оценки уровня ассертивности используется тестирование, которое позволяет определить и оценить в каких ситуациях у человека появляется желание проявлять немного больше уверенности и решительности. В рамках тестирования предлагает оценить по шкале от 0 до 5 насколько легко выполнить то или иное действии в отношении друзей одного пола, противоположного поля, облеченных властью людей и незнакомых людей, затем побщей сумме баллов определяют уровень ассертивности человека.