Ценностно-смысловая сфера личности — это система, которая формируется из двух основных компонентов - ценностных ориентаций и личностных смыслов. Эти компоненты напрямую связаны с категорией «личность». Ценностно-смысловая сфера личности — это центральное ядро ее структуры, которое предопределяет направленность поведения и является высшим уровнем его регуляции.
Особенности ценностно-смысловой сферы
Для юношеского возраста характерны быстро меняющиеся обстоятельства. В них происходит самоопределение, что способствует тому, что человек начинает включаться в новые системы социальных и психологических связей. В этой ситуации появляется потребность в формировании уникальной и адаптивной ценностно-смысловой структуры, которая предопределяет общую жизненную стратегию.
Ценностно-смысловую сферу можно рассматривать в качестве результативно-содержательной стороны самоопределения. Для успешной адаптации и социализации присуще осознанное обращение к различным ценностным ориентирам, которые способны определять мировоззренческие установки и паттерны поведения. Трансформации современного общества способствуют новому наполнению сознания ценностно-смысловым содержанием. В этом процессе человек начинает использовать соответствующие стратегии в своей жизнедеятельности.
По причине поляризации общества, наметившейся в нашей стране, ученые начали говорить о существовании разных типов сознания или различных способов самоопределения личности. Механизмы, предопределяющие ценностно-смысловую структуру личности, в силу особенностей их функционирования и проявления у различных типов самоопределения личности помогают или препятствуют возможности осознавать части социума смысл происходящего, а также смысл своей жизни. В этой ситуации можно обнаружить группы населения и типы личностей, которые в большей или меньшей степени адаптированы к новым жизненным условиям.
Анализ структуры ценностно-смысловой сферы личности особенно актуален для позднего юношеского возраста. Юные люди становятся взрослыми не только в биологическом, но и в социальном и профессиональном отношении. Они начинают в полной степени отвечать за собственные поступки и жизнь, у них в основных чертах происходит оформление ценностно-смысловой системы. Наряду с этим, можно наблюдать дальнейшее развитие интенсивного процесса самоопределения и поиска смысла существования.
Исследование структуры ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте
Структура ценностно-смысловой сферы может включать содержательную и уровневую составляющую. Первая из них способна отражать качественные характеристики ценностей и смыслов. Они содержатся в направленности личности и представляют собой систему ценностных ориентаций и смысложизненных ориентиров. Вторая составляющая дает возможность осуществить анализ степени осмысления жизни и меру выраженности смысложизненных ориентаций в качестве базовых ее элементов.
Для анализа структуры ценностно-смысловой сферы личности больше всего подходит типологический подход. Это связано с тем, что феноменология ценностно-смысловой сферы отличается разнообразием, как различаются и внутренние механизмы в структуре соответствующих типов самоопределяющихся личностей.
Типологический подход к анализу самоопределения личности дает возможность переходить от исследования ее абстрактной (теоретической) структуры к выявлению реальных типов, которые рассматриваются в качестве целостного образования, не сводимого к набору личностных черт или некоторых их комбинаций. Каждый выделенный тип выступает в виде интеграла психологических механизмов и аспектов структуры ценностно-смысловой сферы. Это предопределяет возможность характеристики каждого типа несимметричным образом.
Для анализа ценностно-смысловой сферы можно использовать методику Ш. Шварца (в адаптации В.Н. Карандашева) и методику смысложизненных ориентаций, разработанную Д. А. Леонтьевым. Для более полной и качественной картины понимания структуры ценностно-смысловой сферы часто используется факторный анализ.
В результате анализа можно выявить различные ценностные структуры. Так, на уровне нормативных идеалов они включают такие показатели, как:
- Безопасность,
- Традиции,
- Доброта,
- Конформность,
- Универсализм,
- Достижения и др.
Структура ценностно-смысловой сферы у разных типов личности
Развитие ценностно-смысловой сферы связано с индивидуально-типологическими особенностями и типом самоопределения личности. Типологический подход позволяет изучить внутреннюю архитектонику ценностно-смыслового становления личности.
В некоторых исследованиях были выделены различные типы самоопределения личности. Самыми распространенными являются интенциональный, диспозициональный, поссиденциальный и потенциональный типы. Считается, что ценностно-смысловая сфера у разных типов самоопределения личности отличается. Это касается особенностей ее структуры и содержания.
Так, структура ценностно-смысловой сферы личности у интенционального типа самоопределения состоит чаще всего из следующих факторов:
- Позитивная социальная роль,
- Гедонистическая направленность,
- Поиск новых впечатлений,
- Психологическое благополучие,
- Осмысленность жизнедеятельности.
Для структуры ценностно-смысловой сферы диспозиционального типа характерны факторы компетентности для социального взаимодействия, гедонистическая направленность, позитивная социальная роль, осмысленность жизнедеятельности и контроль.
Структура ценностно-смысловой сферы, присущая для личности поссиденциального типа, состоит из нескольких факторов. Это фактор доминирования в социальном взаимодействии, осмысленность жизнедеятельности, социальная направленность, направленность на собственное благополучие, положительная роль в социуме.
Структура ценностно-смысловой сферы для потенционального типа самоопределения состоит из факторов, которые предполагают открытость новому опыту и переживаниям, осмысленность жизнедеятельности, социальную направленность, принятие ответственности в социальном взаимодействии, нравственно-волевую активность.