Биография
$7$ февраля $1870$ г. – рождение Альфреда Адлера в Вене. Детски годы Адлера были наполнены окружением болезней и смертей его сиблингов, из-за чего это было трудным временем для него, что в дальнейшем отразилось в его работах.
$1985$ г. – получением Альфредом Адлером медицинской степени. В это время он специализируется в психиатрии.
$1902 – 1911$ гг. – Адлер принимает участие в деятельности круга З.Фрейда. Однако в скором времени он покидает данную организацию, так как его идеи становятся все более далекими от идей З.Фрейда.
$1911$ г. – А. Адлер выходит из Венского психиатрического общества.
$1912$ г. – создание Общества индивидуальной психологии.
$1935$ г. – продолжение Адлером частной психиатрической практики. Кроме практики Адлер также читал лекции, которые пользовались довольно большой популярностью.
Индивидуальная теория личности
Рассмотрим основные аспекты индивидуальной психологии, которые, как правило, представляют собой противоположность особенностям фрейдовского течения:
- Индивид как единое и неделимое целое. Это положение сходно с идеей гуманистической психологии о том, что индивида стоит изучать только в совокупности всех его свойств. Также сама структура личности может быть определена как стиль жизни.
- Стремление человека к совершенству. Данное положение также сходно с аспектами гуманистической психологии. Здесь говорится о том, что человек находится в постоянном движении, развитии.
- Человек как обладатель творческой силы. Творческая сила человека здесь представляет собой то, что индивид в праве сам выстраивать свою жизнь, повинуясь собственным внутренним стремлениям.
- Социальная принадлежность человека. Адлер понимает человека не только как самоорганизующуюся систему, но также и некий элемент в гораздо большей системе – обществе.
- Индивидуальная субъективность. Данное положение говорит о том, что каждый человек живет в своем мире личностных убеждений, которые могут не согласовываться с реальной действительностью.
Принципы индивидуальной психологии:
- Чувство неполноценности и компенсация. Адлер развивает идею о том, что у каждого человека часто одни органы более слабые, чем другие. Однако при выраженной недостаточности люди часто компенсируют эти дефекты каким-либо способом в зависимости от дефекта.
- Комплекс неполноценности может быть 3 видов по Адлеру: неполноценность органов, 2 противоположных вида неоптимальных детско-родительских отношений.
- Стремление к совершенству обычно происходит благодаря чувству неполноценности.
- Стиль жизни: своеобразное сочетание черт личности, способов его поведения. Кроме того, Адлер выделяет здесь несколько типов личности:
- управляющий тип (превосходство над внешним миром, низкий социальный интерес),
- берущий тип («паразитический» образ жизни),
- избегающий тип (избегание возможных проблем), социально-полезный тип (высокий уровень социального интереса и собственной активности)
- Социальный интерес развивается благодаря установкам родителей.
- Творческое Я предполагает свободное самоопределение индивида.
- Порядок рождения: старший ребенок (стремление к власти), единственный ребенок (возможность проблем с социальным окружением), средний ребенок (развитый дух соперничества), младший ребенок (может испытывать чувство неполноценности)
О природе человека
У Адлера находят развитие следующие положения:
- свобода,
- рациональность,
- холизм,
- субъективность,
- проактивность,
- гетеростаз,
- непознаваемость.
Это свидетельствует практически о полном отторжении теории Фрейда.