Воспитание у школьников положительного отношения к окружающей среде — это процесс, в котором на первое место выходит профессионально организованная педагогическая деятельность и последовательное системное и комплексное экологическое воспитание. Оно осуществляется на разных образовательных ступенях и предполагает актуализацию экологического мировоззрения.
Проблемы воспитания у школьников положительного отношения к окружающей среде
Теоретические аспекты психологических основ воспитания у школьников положительного отношения к окружающей среде включают анализ проблем такого воспитания. Этот вопрос рассматривается в трудах зарубежных и отечественных ученых, которые выявили, что реализация экологического воспитания в современных условиях — это важный элемент структуры системы школьного образования.
Эта система включает не только процесс изучения обширного перечня теоретических аспектов, но и решение актуальных задач на практике, что в совокупности способствует развитию и формированию комплексного экологического мышления. Подобное мышление создает предпосылки для роста экологической культуры личности, помогая закрепить навыки эффективного применения природных ресурсов.
Решение задачи формирования и развития у школьников экологического мировоззрения связано с уровнем социальной и экологической компетентности граждан в целом и подрастающего поколения, в частности. Оно включается в структуру содержательных аспектов государственной политики, реализуемой в нашей стране.
Сущностные стороны психологических основ воспитания у школьника позитивного отношения к окружающей среде предопределены особенностями системы школьного образования. Перед педагогами стоит приоритетная задача, которая касается личностного развития школьников, осуществляемого в пределах непрерывной организации образовательного процесса. Все этапы работы должны быть включены в состав образовательной деятельности.
Структура экологического образования и воспитания в школе состоит из обширного спектра экологических знаний, умений и навыков.
Ключевые критерии экологической воспитанности предполагают решение обучающимися современных экологических проблем, возникающих в обществе. Они должны осознавать свою личную ответственность за эффективное сохранение потенциала природной среды.
В качестве результата правильно организованной системы развития положительного отношения школьников к окружающей среде выступает появление устойчивой экологической позиции и навыков эффективного взаимодействия с окружающей средой. Это ведет к:
- Повышению уровня адаптации личности в обществе;
- Повышению самооценки;
- Формированию адекватного самопринятия и личностного самосознания;
- Росту внутренней гармонии.
Педагоги развивают позитивное отношение к природе у школьников путем использования актуальных ситуаций, форм и методов экологического воспитания.
Реализация экологического воспитания
Реализация экологического воспитания в современном образовании становится важнейшим элементом структуры системы школьного обучения. В него должно включаться не только исследование определенного перечня теоретических аспектов, но и практическое решение актуальных задач.
Школьники, которые положительно относятся к окружающей среде, создают предпосылки для повышения экологической культуры и закрепляют навыки эффективного использования природных ресурсов.
Основное предназначение системы экологического воспитания состоит в обеспечении целенаправленного формирования у школьников экологической культуры. Этот процесс осуществляется при эффективной организации межличностного взаимодействия с окружающими людьми, для чего важно обеспечить включенность в соответствующие направления учебной деятельности.
Если взять за основу результаты теоретического исследования аспектов организации экологического воспитания, то можно выявить определенную модель развития позитивного отношения к экологии и окружающей среде со стороны школьников. Для данной модели необходимы четыре блока:
- Теоретический,
- Диагностический,
- Аналитический,
- Формирующий.
Составляющие модели развития положительного отношения школьников к окружающей среде
В содержательный компонент теоретического блока модели развития положительного отношения школьника к окружающей среде входит процесс целеполагания и формирования целевых ориентиров. Здесь важно обратить внимание на определение методологических подходов к вопросу, выделение предмета и объекта, постановку задач, актуальную теоретическую и практическую значимость.
Для диагностического блока характерно исследование аспектов организации деятельности по экологическому образованию и воспитанию в учебном заведении. Формирующий блок должен включать программу в области экологического воспитания школьников. Он учитывает психологические аспекты данной проблемы. Аналитический блок включает анализ результатов эффективности программы по развитию положительного отношения обучающихся к окружающей среде.
В целом экспериментальные исследования показывают, что школьники, как правило, имеют определенные экологические знания. Они стараются бережно относится к природным объектам и экологии, стремятся стать образованными в этой области. Большую роль здесь начинает играть смелость в отстаивании собственной точки зрения. Тем не менее, многие педагоги и психологи считают, что совокупности имеющихся знаний школьников в этой сфере не всегда достаточно для того, чтобы понимать важность реализации регулярной экологической деятельности. По этой причине необходима разработка направлений опытно-экспериментальной работы в области развития экологической культуры у детей в школе.