Акмеологическая диагностика — это комплексная категория, в основе которой лежит широкий спектр информации, имеющей физиологический, психофизиологический, психологический, социально-психологический, социологический характер. Данные показатели интегрируются в единую картину индивидуального состояния.
Сущность акмеологической диагностики
В соответствии со своей природой акмеологическая диагностика — это комплексный показатель. В ее основе лежит широкий спектр данных, имеющих физиологический, психофизиологический, психологический, социально-психологический, социологический характер. Они объединены в единую картину индивидуального состояния.
С целью воссоздания этой картины применяется категория «потенциал личности». Личностный потенциал представляет собой систему ресурсов личности, проявляющихся в деятельности, которая направлена на получение социально значимого результата. Здесь важно обратить внимание на то, что, во-первых, человеческий потенциал — это ресурсно-энергетический показатель. По этой причине он должен обладать некоторой количественной оценкой величины. Во-вторых, данный ресурс не считается навсегда заданным. Он непрерывно возобновляется в процессе жизни и деятельности человека.
В-третьих, реализация потенциала человека происходит во взаимоотношениях между ним и окружающим миром (в первую очередь, с обществом). С этой точки зрения он включает систему направлений (векторов), по которым происходит взаимодействие. В этом случае социально-историческая обусловленность направлений способна предопределять востребованность человеческих ресурсов.
В-четвертых, человеческий потенциал наделен системным качеством, поскольку сам становится сложной системой и в то же время элементом социальной системы. Показатель системности потенциала ведет к тому, что в ходе его определения приходится учитывать внутренние ресурсы личности и систему их регуляции.
Акмеология рассматривает личностно-профессиональный и профессионально-личностный потенциал как основания профессионализма личности и ее деятельности. Применение понятия и методов оценки личностно-профессионального потенциала находится в основе акмеологической диагностики. Тем не менее, они не исчерпывают ее содержания.
Акмеологическая диагностика большое внимание уделяет динамике личностного развития, достижению личностью «пиков» профессионализма и самореализации. С этой целью используются уже достаточно хорошо известные биодромальные и психобиографические подходы наряду с моделями личностно-профессионального потенциала. Эти инструменты позволяют взять за основу особенности развития личности в онтогенезе и предложить сценарии ее перспективного развития.
Специфика акмеологической диагностики
Специфика акмеологической диагностики состоит в том, что для презентации единой картины более всего подходит понятие потенциала личности. По причине ведущего значения профессиональной деятельности в развитии взрослых лиц отдельно рассматривается профессиональная реализация потенциала. Она обозначена в качестве личностно-профессионального потенциала.
Личностно-профессиональный потенциал — это потенциал человека в качестве субъекта деятельности. Его определяют в рамках акмеологической диагностики как ту часть личностного потенциала, которая концентрируется на реализации личности в пределах выбранной профессии. Тем самым происходит обеспечение описания проекции профессиональных требований к возможностям и потенциалу личности.
Достижение такого качества, как профессионализм, в акмеологическом понимании относится не только к достижению профессионального мастерства. Оно связано с развитием следующих составляющих:
- Личностные и профессиональные качества,
- Черты характера,
- Интеллектуальные качества,
- Раскрытие творческого потенциала личности,
- Нравственное совершенствование личности.
Исследование источников научной литературы и психолого-акмеологических трудов показало, что процесс личностного профессионального развития сложно детерминирован.
Важная особенность любой психологической диагностики представлена ее воздействием на объект диагноза в процессе его осуществления. Эту реактивность традиционно рассматривают в качестве препятствия для достижения высокого качества работы психодиагностических методов. Тем не менее, она легко обращается на пользу делу. Именно по этой причине акмеологическая диагностика, которая отличается от традиционной диагностики, определяется как активная (развивающая) диагностика. Для обеспечения развития субъекта деятельности при ведении диагностики производится вплетение модулей, имеющих развивающий характер. Они могут быть, например, направлены на решение индивидуальных проблем, выявленных в ходе диагностики.
Еще один, не менее важный аспект активности акмеологической диагностики, который соответствует духу акмеологии в качестве практико-ориентированной дисциплины, — это отношение к диагностируемой личности не как к объекту исследования, а как к субъекту, который активно мыслит, чувствует и действует. Этот подход проявляется в том, что диагностируемым не навязываются конкретные способы и варианты профессионального развития. Специалист, проводящий диагностику, предлагает набор возможных сценариев будущего. Это дает возможность сделать собственный выбор жизненного и профессионального пути.
Наиболее полно принципы акмеологической диагностики были реализованы в технологии мониторинга личностно-профессионального развития кадров государственной службы. Это происходило в процессе обучения в РАГС при Президенте РФ. Обучение осуществляется с 1993 года на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности. Сегодня оно вышло на качественно новый уровень. Это произошло благодаря усилиям кафедры и специалистов под руководством Ю.В. Синягина.