Симонович Аделаида Семёновна (1844 - 1933) – педагог, первый российский теоретик общественного дошкольного воспитания.
Краткие биографические данные
А.С. Симонович (девичья фамилия – Бергман) родилась в 1844 году в Москве в еврейской семье. Родители являлись владельцами лавки, в которой продавали колониальные товары. Имела двух сестёр.
Образование получено в пятиклассной школе, после самостоятельных занятий А.С. Симонович сдаёт экзамен и начинает на законных правах работу в качестве домашней учительницы.
Попытка поступить в университет не увенчалась успехом, А.С. Симонович было отказано в связи с Университетским уставом, в котором было прописано запрещение женщинам учиться в высших учебных заведениях.
Уезжает вместе с мужем в Швейцарию с целью попробовать там получить высшее образование, кроме того, А.С. Симонович была настроена на открытие за рубежом «свободной школы», которую могли бы посещать дети эмигрантов.
В Швейцарии А.С. Симонович увлекается теорией, основные положения которой раскрывают сущность организации общественного дошкольного воспитания. Она активно знакомится с женевскими детскими садами, идеями свободного воспитания и обучения детей в них, посещает лекции племянницы Ф. Фребеля.
А.С. Симонович возвращается в Петербург с целью организации детских садов в России, работающих по системе Фребеля. В 1863 году в Петербурге был открыт первый российский детский сад, в это же время начал издаваться журнал «Детский сад», в котором освещались проблемы дошкольного образования.
В 1870 году был открыт аналогичный детский сад в Тифлисе, а в 1886 году в селе Калачаево (Тверская губерния) при школе начали работу первые ясли.
Кроме работы в детских садах, активно пишет и публикует статьи, посвящённые педагогике, психологии дошкольного возраста, а также методики воспитания и обучения дошкольников.
Практически до самой смерти в 1933 году занималась педагогической и методической деятельностью.
Вклад в науку
А.С. Симонович является педагогом, кроме того ей обоснованы теоретические положения общественного дошкольного воспитания. Впервые в России было обосновано его значение, кроме того, был произведён сравнительный анализ детских садов и школ, обоснованы различные подходы к осуществлению обучения дошкольников и школьников,
А.С. Симонович обосновала необходимость посещения детских садов на протяжении дошкольного возраста и отвергала раннее обучение в школе. Соответственно, видела необходимость осуществления в детском саду работы, направленной на подготовку детей дошкольного возраста к школьному обучению. В связи с этим, педагогом введено понятие «элементарного класса», основной задачей которого является формирование у детей первоначальных навыков чтения, счётной деятельности, а также обеспечение привыкания к условиям школьной системы, развитие таких качеств, как усидчивость и сосредоточенность.
Являясь сторонницей педагогической системы Фребеля, А.С. Симонович впоследствии пересматривает свои позиции по данному вопросу, принимая в качестве основной идеи необходимость общественного дошкольного воспитания и организации развивающих занятий, направленных на ознакомление детей с действительностью. Отвергается идея построения развивающих занятий при помощи использования «даров», так как «дары» - искусственные дидактические материалы, результатом использования которых станет механическое заучивание различных характерных особенностей предметов, а также действий с этими предметами.
Основные труды
- «Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании маленьких детей».
- Статья «Кто воспитывает в семействе?», др. труды.