Адаптация
Адаптация в этнокультурном контексте - это процесс социально-психологического приспособления людей к новой культуре, традициям и образу жизни, в ходе которого происходит согласование норм и требований участников межэтнического взаимодействия.
Опираясь на данное определение, можно выделить два основных вектора этнокультурной адаптации: психологическая адаптация (личностные особенности, совокупность жизненных событий и наличие социальной поддержки) и социальная адаптация (знание особенностей принимающей культуры, степень включенности во взаимодействие межгрупповых установок).
Оба этих вида этнокультурной адаптации эмпирически взаимосвязаны: психологическая адаптация отражает степень психологической удовлетворенности и физиологическое самочувствие, а социокультурная адаптация отражает то, как индивиды справляются со своей повседневной жизнью в новом пространстве.
Г. Триандис отмечает, что процесс адаптации имеет в своем прохождении 5 основных этапов, которые образуют U-образную кривую:
- «Медовый месяц» - это период, который характеризуется энтузиазмом и приподнятым настроением, большими надеждами на новое место, однако этот период скоротечен.
- Непривычная окружающая среда начинает оказывать негативное воздействие, возникает ощущения непонимания местных жителей и чувство непринятия ими (все это ведет к развитию разочарования, фрустрации, депрессии).
- Это наиболее острая точка адаптации: здесь могут проявляться телесные болезни и возникать чувство беспомощности.
- Происходит медленная смена депрессии чувством оптимизма, возникает ощущение удовлетворения и уверенности, индивид или группа чувствует себя более приспособленным.
- Полная (долгосрочная) адаптация: возникшие изменения имеют стабильный характер.
Основные факторы, влияющие на адаптацию:
- индивидуальные: возраст (легче адаптация происходит у детей, однако уже школьникам приходится сложнее. Для пожилых этот процесс еще более травматичен), пол (женщины быстрее и легче адаптируются), образование (симптомы культурного шока ниже у тех людей, которые имеют высшее образование);
- групповые: степень сходства или различий культур или «культурная дистанция» (чем больше новая культура похожа на исходную, тем легче происходит процесс адаптации), историческое прошлое (наличие войн и т. д.)
Аккультурация
Аккультурация - это процесс взаимного сближения двух культур, который происходит в результате длительного непосредственного контакта, что ведет к изменению паттернов культуры одной или обеих групп.
В отличие от понятия «адаптация», которое характеризует приспособление отдельного индивида или группы к новому этнокультурному пространству, аккультурация проявляется именно через взаимовлияние определенных культур.
Данное понятие было сформулировано в начале 40-х годов 20 века Р. Редфилдом, М. Херсковицем и Р. Линтоном в рамках исследования особенностей взаимодействия различных культур и использовалось исключительно как характеристика контактов между этими культурами.
Согласно Р. Линтону, аккультурация может происходить при двух следующих условиях: свободное заимствование элементов культуры друг друга, для которого характерно отсутствие военного или политического давления, и направленное изменение культуры одной общностью относительно другой, при котором одна группа проводит насильственную культурную ассимиляцию
Однако чуть позже Дж. Берри позаимствовал данное понятие для введения его в концепцию «стресса аккультурации», которая являлась альтернативой концепции «культурного шока». Слово «шок», по мнению автора несет только лишь негативный посыл, в то время как во время приспособления к новой культуре возможен и положительный опыт (оценка проблем и их преодоление).
Дж. Берри отметил, что приспосабливаясь к новой культуре, человеку или группе сложно с легкостью изменить свой поведенческий репертуар, в результате чего и возникает серьезный конфликт в ходе аккультурации.
Автор концепции отмечает, что аккультурация развивается в русле двух основных проблем: поддержание культуры (в какой степени индивид или группа решается сохранить свою исходную идентичность) и участие в межкультурных контактах (в какой степени стоит включаться в новую культуру или оставаться в своей).
Дж. Берри выделил, что обе эти проблемы имеют дихотомические проявления, которые при комбинации дают 4 основные стратегии аккультурации:
- интеграция - группа сохраняет свои этнокультурные особенности и стремится войти в новое социокультурное пространство;
- изоляция - группа сохраняет свои этнокультурные особенности и не стремится войти в новое пространство;
- маргинализация - группа отказывается от своих аутентичных проявлений и не стремится войти в новое этнокультурное пространство;
- ассимиляция - группа отказывается от своей исходной идентичности и стремится войти в новое этнокультурное пространство.
Последствия межкультурного взаимодействия
С. Бочнер выделил 4 основные группы последствий для межкультурного взаимодействия на уровне групп:
- интеграция - объединение в единое общество при сохранении исходной идентичности;
- сегрегация - ориентация на раздельное развитие групп;
- ассимиляция - это добровольное или принудительное принятие особенностей культуры доминантной группы (до полного растворения в ней);
- геноцид - это уничтожение противостоящей группы.
Автор данной концепции также приводит и последствия межкультурного взаимодействия для отдельного индивида: «перебежчик» отказывается от своей культуры в пользу чужой; «шовинист» отстаивает свою культуру; «маргинал» колеблется между двумя культурами; «посредник» объединяет обе культуры, становясь их связующим звеном.
Сходную концепцию предложил и Дж. Берри, о котором мы уже говорили ранее, он отмечает, что аналогами стратегий аккультурации для мигрирующих групп являются стратегии взаимодействия для принимающей группы:
- стратегии плавильного котла - это аналог ассимиляции, которая нанизывает этнические сообщества на единую окружность своей культуры;
- стратегия сегрегации - это аналог сепарации (большинство настаивает на групповом разделении);
- стратегия исключения - это способ навязывания маргинализации доминирующим сообществом;
- стратегия мультикультурализма - это аналог интеграции (поддержка обществом культурного разнообразия и равноправия).
Исследователи ранее отмечали, что наиболее успешным следствием межкультурного взаимодействия является ассимиляция, однако со временем стало ясно, что это не так, поскольку человек может быть хорошо приспособленным социально и психологически к новой среде, однако удовлетворять все потребности внутри своей этнической группы.
Поэтому наиболее конструктивным следствием и проявлением действительно успешной адаптации является стратегия интеграции - вхождения в новую культуру без потери самого себя. Однако успех этого процесса зависит не только от личности самого визитера, но и от отношения его нового окружения.