Подходы к восприятию производственного менеджмента
Производственный менеджмент воспринимается как практический процесс управления производственной системой на предприятии. В практическом плане, производственный менеджмент воспринимается как процесс повышения эффективности производства за счет применения теоретических основ и практических принципов управления.
Классификация подходов к восприятию производственного менеджмента
- Фундаментальное знание и искусство управления производством
- Разновидность деятельности предпринимателя
- Процесс управления предприятием
- Школа производственного менеджмента
- Инструмент достижения эффективности предприятия
Краткая история производственного менеджмента
Производственный менеджмент существует достаточно долго. Понятие об управлении на производстве возникло в процессе создания первого товара, предназначенного для продажи. С развитием конкуренции, возникло и закрепилось управление. Каждый руководитель стремился к тому, чтобы продать свой товар.
С внедрением технических новинок в производстве появилось понятие серийности. Создавая серии продуктов, производители стимулировали потребителя и повышали эффективность своего предприятия. Серийные продукты вызывали у потребителя ассоциацию с высоким качеством. Однако технический прогресс не только принес пользу, но и стал причиной открытия новых рынков сбыта.
Так появилось понятие «импортный товар». Импортный товар стал синонимом качества и эффективного производства. Каждый потребитель стремился стать обладателем товара высокого качества. Для местных производителей стала возникать угрожающая ситуация. Таким образом, и они стали искать другие рынки сбыта.
Послереволюционный период изменил производство и управление. Производители стали ориентироваться на общественного потребителя, производить товары общественной значимости. Понятие качества стало отходить на второй план. Индивидуальное сознание производителя стало общественным. Управленческие решения были направлены на формирование коллективного общественного сознания.
Военный период изменил производство кардинальным образом. Производство разделилось на военное и тыловое. Большинство менеджеров в этот сложный период, изменили свое отношение к сотрудникам. Стиль управления производством стал авторитарным. Мнение и желание работника растворились в общественном сознании и стали незаметными. Во многом, такой подход оказался оправданным и показал себя эффективным.
В послевоенный период, производственные предприятия стали ориентироваться на нужды потребителя, его желания. На рынок возвращается конкуренция. Таким образом, возрастает необходимость внедрения в процесс производства эффективного управления. Часть принципов управления заимствуются у стран – союзников. Оценка эффективности позволяет понять, что контроль необходим.
В конце $XX$ века производство окончательно коммерциализировалось и эффективное управление вошло в его состав окончательно. Однако, кризис, возникший в данный период, внес в работу предприятий нестабильность. Такая ситуация затянулось на длительный срок и большинство предприятий перестали существовать. Другую часть предприятий выкупили работники или заинтересованные лица. Таким образом, стал формироваться класс современных предпринимателей. Современное производство и менеджмент
На современном этапе развития производства управление является необходимым. Практическое управление довольно распространено, но очевидно, что этого не достаточно для ведения бизнеса. Рассмотрим на практическом примере.
На производственном предприятии назначен новый руководитель. Он начал свой путь с простого работника, и за годы накопил огромный опыт. Но в процессе принятия управленческих решений, ощущается недостаток теоретических основ управления. В данном случае, руководитель может повысить уровень своей теоретической грамотности и пройти специализированное обучение.