Определение сути регионального маркетинга
Маркетинг вносит в теорию и практику управления методы анализа, поиска проблем и путей их решения, новую четкую систему целеполагания. Он позволяет сформулировать направления деятельности покупателя, производителя, предприятия, города, территории, региона.
Отсюда следует, что любая территориальная единица для обеспечения своего развития должна организовывать маркетинг на предприятиях, организациях каждой территории и должна подавать и продавать себя как площадку для реализации перспективных инновационных и инвестиционных проектов. Для эффективного маркетинга очень важно знать и учитывать на какой территории и в интересах которой территории он будет работать. Территориальный маркетинг может помочь, чтобы на данной территории возникли условия для развития эффективной экономики, для повышения имиджа этой территории, для привлечения иностранных бизнесменов и инвесторов, туристов, студентов.
В условиях современных рыночных отношений нет достаточной четкости при с "выяснении сути регионального маркетинга как теории и практики экономической деятельности". С этой точки зрения необходимо разделить понятия маркетинга в регионе и регионального (территориального) маркетинга, примененного исключительно в пределах региона (территории).
Маркетинг в регионе - это комплексные мероприятия классического маркетинга для продукции, товаров и услуг в пределах определенного региона, которые характеризуется специфическими особенностями маркетинговой промышленной среды.
Тогда региональный маркетинг, как маркетинг территории - это интегральная деятельность в регионе и за его пределами по сосредоточенным в нем ресурсам и инновационно-маркетинговым возможностях их реализации и воспроизводства.
Содержание регионального маркетинга
Региональный маркетинг, по нашему мнению, является катализатором, повышает эффективность системы регионального управления. Развитие его приемов, инструментария и методов особенно актуален для отдельных регионов РФ с целью обоснования привлечения инвестиций для модернизации методами реструктуризации и реинжиниринга производства.
Через региональный маркетинг становится наиболее вероятным решения актуальной проблемы рационального сочетания отраслевых и региональных основ в экономике, определения роли государства и регионов для достижения положительных результатов в управлении экономическим развитием в условиях формирования инновационного общества. Трудно также в рамках регионального маркетинга выявить и оценить основные маркетинговые проблемы и возможности территориального рыночной среды. Определение цели маркетинговых исследований на уровне региона начинается с выяснения наличия маркетинговых проблем или возможностей территорий региона на основе анализа факторов маркетинговой среды.
Проблемы и возможности регионального маркетинга
Возможность в отличие от проблемы несет характер положительного разрыва между потенциалом, есть в наличии, и фактическими показателями работы субъектов территории региона. Как проблема, так и возможность предусматривают существование разрыва. Если он исчезает, то это означает решение проблемы конкретных территорий или реализацию возможностей (например, повышение эффективности выполнения возможностей инновационно-маркетингового потенциала или эффективности аналитической функции регионального маркетинга).
Таким образом, маркетинговая возможность в условиях регионального маркетинговой среды - это разрыв между комплексным потенциалом субъектов хозяйственного комплекса региона и фактическими результатами, которые сложились под воздействием внешних факторов и микромаркетинговой среды, - которые не были учтены появились как новые. Итак, маркетинг в регионе пронизывает все сферы экономической жизни региона, выполняя функцию катализатора процесса становления и развития рыночных отношений.