Истоки проблем производственного менеджмента
Основой проблематики производственного менеджмента является сама система обучения специалистов по управлению производством.
Рассмотрение тех или иных вопросов в рамках учебного курса «Производственный менеджмент» зависит от многих объективных и субъективных факторов, которые условно можно разделить на те, которые определяются функциональными обязанностями производственных менеджеров, и те, что обусловлены специализацией будущих менеджеров и спектром тех смежных дисциплин в том или ином вузе. Такое распределение проблем развития курса производственного менеджмента, имеющие преимущественно объективную или субъективную основу, позволяет более обоснованно подходить к разработке мер по дальнейшему их решения.
Ключевые барьеры в преподавании производственного менеджмента
Рассмотрим наиболее существенные проблемы, выполняют роль "барьеров" в процессе развития курса «Производственный менеджмент». Известный классик современного менеджмента Питер Друкер на переломе веков, анализируя ожидаемые изменения в управлении в XXI веке, отмечал: «В сферу внимания и ответственности менеджмента входит все, что каким-либо образом влияет на производительность организации и результативность ее деятельности - внутри организации или за ее пределами, в подконтрольных организации сферах или в сферах, ею неконтролируемых».
Именно с этим связаны многоаспектность и значительное количество проблем и вопросов, которые рассматриваются в менеджменте, особенно в производственном процессе. Так, например, производственные менеджеры самого низкого уровня управления определяют наиболее рациональную структуру построения и обеспечения производственных процессов и управления ими. Производственные менеджеры высшего звена управления отвечают за разработку стратегического направления предприятия с самого начала производственного процесса.
Каждая из проблем имеет специфический набор инструментов - рычагов, мероприятий, приемов и методов, форм влияния на производственную деятельность, в конце концов делают курс разноцветным и многокрасочных, а, следовательно, и уникальным. С этой точки зрения сложность является одной из важнейших проблем развития данного курса.
Специфика учебной литературы по производственному менеджменту
Обзор специальной литературы по производственному менеджменту показал другую значительную проблему развития курса - отсутствие единого концептуального видения содержания и четко очерченного изложения этой учебной дисциплины. Так, например, в одной группе изданий этот вид менеджмента отождествляется с операционным, во второй - тесно переплетается с курсом «Организация производства», в третьей - недостаточно полно освещены основные проблемы управления производством. Это существенно затрудняет формирование у студентов, проходящих курс, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник вуза - специалист / магистр по направлению «Менеджмент», и требует разработки в каждом высшем учебном заведении собственной методики и организации преподавания данной дисциплины, взяв за основу только принятую апробированную логику преподавания курса.
При этом следует учитывать, что в процессе подбора лекционного материала и составлении рабочей программы курса нет необходимости "изобретать велосипед", а нужно изучить опыт других вузов по поводу методики преподавания этой дисциплины, детально систематизировать результаты теории и практики производственного менеджмента как научной деятельности, которая демонстрирует методы решения проблем управления производством, и учитывать индивидуальность и отраслевую специфику вуза, в котором осуществляется подготовка специалистов по менеджменту.
Основной проблемой развития курса «Производственный менеджмент» является недостаточное количество учебной литературы которая, специально посвященная производственному менеджмента.
Учебники по управлению производством советское время были написаны отличными специалистами, в полной мере отвечали потребностям своего времени, однако они ориентировали на получение максимального эффекта, когда заранее задавались ассортимент выпускаемой продукции, количество изделий каждого типа и их цена.
Таким образом основная задача управления производством сводилось к созданию условий осуществления производства, выполнение плана и особой производственной функции целенаправленного воздействия на производственный коллектив для согласования действий отдельных работников в процессе производства, а именно: между мастером и рабочими, между руководством цеха и цеховым производственным персоналом между работниками заводоуправления и производственными работниками предприятий, а тому подобное.
Всесторонней базы качественной учебной литературы, которая способна осветить специфику производственного менеджменты в современных рыночных условиях просто не существует, а переводная не отображает реалии регионального рынка, как результат качество подготовки специалистов существенно снижается.