Методы управления производством и их суть
Общие методы рационального управления операциями сегодня очень часто рождаются вне индустриальным производством, поэтому в современном операционном менеджменте большое внимание уделяется построению операций в сфере услуг (информационных, финансовых, торгово-посреднических, образовательных и т.д.). Менеджмент производственной деятельности является наиболее структурированной и четко детерминированной отраслью производственного менеджмента. Следует иметь в виду чрезвычайно важное обстоятельство: в производственном менеджменте оптимальный вариант организации технологий и функций, как правило, является одним из немногих возможных или даже единственным.
Если специализация внутри предприятия носит характер последовательных стадий обработки того же изделия, то наилучшим такая операционная система управляется с помощью двух или трехуровневой системы управления операциями.
Такого рода система управления операциями предполагает наличие нескольких управленческих вертикалей. Главная опасность - в отсутствии прямой связи между нижними уровнями управления. В этом случае существует риск того, что связь и взаимозависимость работ не будут подкрепляться прямой связью полномочий и ответственности.
Итак, в такой системе часто возникают «мертвые зоны», не охваченные ответственностью по уровням управления, или наоборот, зоны, подпадающих под ответственность нескольких уровней. Это обязательно приводит к сбоям и конфликты. Одной из форм профилактики этих конфликтов и проблем является формирование своего рода дополнительного уровня полномочий и ответственности, который обеспечивал бы стыки и контроль групп подразделений.
Методы производственного менеджмента
Менеджмент организации предполагает управление многообразной функциональной деятельностью.
Но основой, которая объединяет эту деятельность, является производство. Другие направления деятельности предприятия предназначены для обеспечения продуктивной работы по предоставлению услуг или производства и выпуска продукции. Именно производством и руководит производственный менеджмент, который определяет его смысл и содержание.
Большое значение в эффективном менеджменте на производстве имеют методы менеджмента, означают процедуру выполнения различных задач управления и систему правил с целью разработки рациональных управленческих решений. Среди совокупности методов выделим четыре группы методов управления производственной деятельностью предприятия: организационные, административные, экономические и социально-психологические методы.
Содержание методов производственного менеджмента
Организационные методы - это методы, которые предусматривают эффективное функционирование предприятия, то есть деятельность должна быть правильно организована: нацелена, спроектирована, нормированная, регламентирована, обеспечена необходимыми инструментами, использование которых позволят персонала в различных ситуациях применить соответствующие правила поведения. То есть, сначала необходимо создать предприятие, распределить людей по долгу, дать им задание, научить, как действовать в различных ситуациях, а уже после этого управлять действиями, которые они выполняют.
Административные методы (методы властной мотивации) сводятся к открытому принуждение людей к той или иной деятельности или к созданию среды для такого принуждения. Главным условием использования таких методов является преобладание однозначных способов решения задач, отклонение от которых недопустимо. Следует отметить, что на практике данные методы реализуются в виде конкретного безвариантно задачи, ответственность за которое, в основном, несет руководитель, который предоставил распоряжение и допускается минимальная самостоятельность исполнителя. К недостаткам административных методов можно отнести ущемление инициативы и творческого подхода.
Важное значение в управлении промышленным предприятием играют экономические методы, которые появились в начале XX века благодаря усилиям американского инженера Ф.Тейлора - основателя научного менеджмента. Из-за необходимости от персонала оперативного решения проблем на предприятии в результате значительного усложнения форм деятельности, возникла необходимость в разработке методов, которые бы давали возможность исполнителям самостоятельно проявлять инициативу на основе материальной заинтересованности, а также нести ответственность за принятые ими решения. Исполнителю предоставляются только цели и общая линия поведения, в рамках которых он ищет благоприятные пути их достижения самостоятельно. Самоинициативнисть выгодна не только для рабочего, но и для предприятия, качественное и своевременное выполнение задачи всегда вознаграждается, прежде всего денежными выплатами. Итак, основой данных методов является экономическая заинтересованность работника в результате своей работы.
На помощь экономическим методам в 20-х годах ХХ века пришли социально-психологические методы, которые, как правило, имеют место при управлении деятельностью лиц интеллектуальных профессий, для которых денежное вознаграждение, конечно, существенный, но не самый главный стимул для выполнения работы.
Социально-психологические методы сводятся к двум основным направлениям:
- формирование комфортного и благоприятного морально-психологического климата в коллективе, который за счет повышения настроения работников способствует большей производительности и отдачи при выполнении поставленных задач;
- развитие и выявление индивидуальных способностей каждого, что позволяет обеспечить максимальную самореализацию личности в производственном процессе.
Таким образом, все перечисленные методы управления производственной деятельностью предприятия являются взаимосвязанными и на практике используются комплексно. Каждый из методов является индивидуальным, поэтому их совокупное использование дает необходимый арсенал средств управления производственной деятельностью предприятия.