Сущность инновационного менеджмента
Существует довольно много определений инновационного менеджмента. Одно из них звучит так:
Инновационный менеджмент собой представляет систему подготовки и принятия решений, которые направлены на формирование, развитие и поддержку инновационно-технического потенциала, как всей страны в целом, так и каждого отдельного хозяйствующего субъекта.
Другими словами – это одна из функциональных форм общего менеджмента, объектом которой являются процессы инновационно-технологического развития. Также инновационный менеджмент можно охарактеризовать как совокупность систематизированных знаний об эффективных методах создания трудоемких инноваций.
Основные объекты инновационного менеджмента - инновация и инновационный процесс.
Инновация – это уже внедренное новшество, существенно повышающее эффективность существующей системы или востребованной рынком продукции.
Инновационный процесс включает в себя процесс создания, использования и распространения какой-либо инновации. Применительно к конкретному товару инновационный процесс можно определить, как процесс последовательного превращения идеи в продукт, сквозь этапы исследований, конструкторских разработок, производства, маркетинга и т. д.
В наиболее общем виде инновации можно классифицировать на:
- продуктовые
- технологические
- организационно-распорядительные.
Важнейшие функции инновационного менеджмента:
- планирование и прогнозирование
- организация
- учет и контроль
- мотивация
- анализ и оценка.
Основоположник научной организации труда (которая тесно связана с инновационным менеджментом) – известный английский ученый и инженер Ф. У. Тэйлор, который еще в 1911 году опубликовал свои знаменитые «принципы научного управления».
Производственный менеджмент
С инновационным менеджментом тесно взаимосвязан производственный менеджмент.
Производственный менеджмент представляет собой направление профессиональной деятельности, которое связанное с рациональным и эффективным управлением производственными процессами.
Это комплексная система обеспечивающая конкурентоспособность выпускаемой продукции на конкретном рынке. Также производственный менеджмент рассматривает методические, теоретические и практические вопросы организации производственной деятельности.
Основными задачами производственного менеджмента являются:
- постоянное освоение и внедрение в производство новых технологий и видов продукции
- систематическая минимизация всех видов производственных затрат
- повышение качества товаров и улучшение потребительских характеристик при одновременном устранении всех видов потерь (концепция «бережливого производства») и т. д.
Функции производственного менеджмента можно подразделить на тактические и стратегические.
Тактические функции включают в себя:
- управление запасами
- расчет потребности в компонентах изделий
- концепцию и метод «точно в срок» (Just-in-time, JIT))
- агрегатное планирования, позволяющее принимать решения, которые направлены на эффективное планирование темпов производства за определенный период в условиях динамично меняющейся рыночной конъюнктуры
- тактику составления производственного расписания на исполнительном уровне в зависимости от возникающих очередей и степени загруженности рабочих центров.
Стратегические функции включают:
- стратегию процесса
- стратегию товара
- стратегию организации производства
- стратегию обслуживания производства
- стратегию расположения новых производств в рамках регионального аспекта
- стратегию качества и т. д.