Функционирование производственной системы – это целенаправленный процесс, с помощью которого элементы становятся полезным результатом.
Составляющие цикла производственного менеджмента:
- Планирование.
- Анализ условий, организация и исполнение.
- Управление, включающее контроль и принятие решений.
Планирование
В системе производственного менеджмента планирование подразумевает формулировку цели и определение вероятной стратегии, а также установление основных задач, выбор варианта поведения для их решения.
Результат планирования – это система долгосрочных, среднесрочных и оперативных планов.
Фаза планирования предполагает последовательное прохождения ряда последовательных этапов:
- формулирование целей;
- определение намерений;
- составление плана.
В рамках этой стадии должны быть приняты решения касаемо:
- структуры производственного процесса ( в части вертикальной интеграции, производственных мощностей, масштаба и ориентации производства в целом)
- процессов и взаимосвязей.
Анализ условий, организация и исполнение
Планирование, как правило, должно завершиться плавным переходом к следующей фазе производственного менеджмента, в рамках которой производится оценка условий выполнения плана и организуется его исполнение.
Первоочередной задачей является анализ тех внешних и внутренних факторов, которые оказывают непосредственное влияние на выполнение плана: информация о численности населения и размере его доходов, уровне спроса, покупательной способности, а также данные в части поведения конкурентов и спроса на аналогичные товары или услуги. Тип потребителя или группы клиентов должны давать основу для создания того или иного типа организационной структуры. На базе данных о сегментации рынка можно создать и соответствующие подразделения в организации.
Для выполнения плана следует обосновать необходимую структуру административно-управленческого аппарата. Обусловлено это тем, что каждая организация сталкивается с задачами, связанными с созданием условий для работы и контролем. В процессе создания структуры организации и установления ее функций необходимо оценить эффективность ее для деятельности организации в целом и выполнения плана в частности. Важнейшая составляющая данной фазы - оценка своей конкурентной позиции на существующем рынке. Это необходимо для:
- определения положения фирмы в отрасли;
- привлечения инвестиций в потенциально прибыльное производство;
- разработки программы освоения новых рынков сбыта.
Все предприятия существуют только благодаря своему потребителю. Быстро меняющийся рынок требует гибкой и подвижной организационной структуры, которая в состоянии адекватно реагировать на различные изменения.
Процесс реализации стратегии подразумевает четкую постановку целей и задач перед отдельными исполнителями, а также установление ожидаемого результата и контрольного срока.
Данная фаза производственного менеджмента завершается контролем, который представляет собой сравнение запланированного и достигнутого результата, определение причин возможных отклонений и их анализ, и, наконец, последующее принятие решений. Контроль и планирование всегда фигурируют совместно.
Управление
Первоочередной задачей этой фазы цикла производственного менеджмента является постановка цели.
Цель производственной системы в целом должна быть конкретной, обозримой, согласованной и реалистичной.
Руководитель совместно с сотрудниками определяет цели организации (или отдела), устанавливает ответственность и ожидаемый результат. Результат может использован для анализа отклонений от намеченной цели и обоснования решения в части корректировки целей. Методика целевого управления предполагает обратную связь руководителей и подчиненных.