В настоящее время, используя Всемирную паутину, можно передавать не только текстовые данные и изображения, но и видео, звук и все то, что называется мультимедиа. Под термином «мультимедиа» понимают компьютерное представление информации, состоящее из более, чем одного типа данных, к которым можно отнести текст и звук, видео и звук. Основная масса мультимедийных элементов, которые встречаются в сети Интернет, основана на определенном зависящем от времени материале (видео, звук, анимация). Процесс воспроизведения можно запустить, остановить, «перемотать», как обычную видео- или аудиокассету.
Например, видеоформаты типа QuickTime и Windows Media. Видеоряд состоит из набора отдельных изображений, которые демонстрируются с высокой скоростью, и кажется, что они оживают. Данный принцип сравним с форматом animated GIF. В компьютерных видеотехнологиях все намного сложнее: так видеоряд сопровождается синхронизированной звуковой дорожкой, но за основу взяты все те же изображения, меняющиеся во времени. Подобное происходит и с звуковыми файлами, представляющими собой тысячи сэмплов, которые воспроизводятся с большой частотой. От этой частоты будет зависеть качество звучания. При переводе обычной записи в компьютерный формат имеют дело с оцифровкой.
Причины использования мультимедиа
При включении мультимедийных элементов на страницу необходимо хорошо представлять, будут ли оправданы затраты времени, идущие на загрузку элемента. Поскольку довольно большие объемы файлов, содержащих мультимедиа, занимают много памяти.
Самые большие – это видеофайлы, минутный фрагмент может занимать более 10 Мбайт памяти. Звуковые файлы занимают места немного меньше, так трехминутная запись высокого качества может занимать до 3,5 Мбайт. Анимация для Web стала компромиссом, однако и она занимает сотни килобайт, что намного больше среднего графического файла.
Если мультимедийный элемент, который вставляем на страницу, действительно необходим, то можно сделать так, что он будет загружаться на компьютер пользователя по умолчанию при открытии страницы.
Связывание или внедрение
В большинстве своем браузеры поддерживают достаточно ограниченный набор форматов. В общем случае обычным браузером могут выводиться HTML-документы, простые тексты, файлы широко используемых графических форматов. Некоторые браузеры получают доступ и выводят информацию с удаленных серверов, используя при этом протоколы FTP, группы новостей Usenet.
Имеются браузеры, которые выводят звуковые файлы (например типа WAV). Но в основном возможности проигрывания мультимедиа не являются встроенными. Вместо этого за их вывод отвечают вспомогательные приложения или специальные библиотеки, которые подключаются к браузерам (плагины). Вспомогательное приложение представляет собой некую программу, автоматически запускаемую для воспроизведения файла определенного типа, который ассоциируется с ней. Таким образом, устанавливается связь с мультимедиа-файлом, а ссылку называют ссылкой гипермедиа.
Плагины находятся в непосредственном контакте с браузерами при воспроизведении мультимедийной информации (все происходит в одном и том же окне, элементы выглядят как часть страницы). В данном случае имеем дело с внедрением. Плагины представляют собой небольшие файлы программного кода, обычно хранящиеся в специальном подкаталоге на жестком диске пользователя. Когда загружается браузер, файлы инициализируются. При использовании на странице элементов или происходит запуск одного из имеющихся плагинов для вывода мультимедийного файла в окне браузера.
При отсутствии у пользователя соответствующего плагина необходимо воспользоваться связыванием. При этом следует учесть, насколько данный формат и плагин для него распространены в мире и насколько сложно приобрести его в Интернете и установить. Например, файлы формата QuickTime часто внедряются в Web-страницы. Все пользователи компьютеров Macintosh имеют программное обеспечение, включающее в себя как независимые плейеры, так и специализированные плагины. У большинства пользователей Windows также установлен QuickTime. Кроме того, в Web-страницы могут внедряться файлы Windows Media.
Еще одним форматом, имеющим доступные плагины, является анимация Macromedia Flash. У многих пользователей установлен плагин для Flash, который позволяет внедрять файлы данного типа.
Другие типы файлов не внедряются, а связываются со страницами, требуя для воспроизведения запуска вспомогательных приложений. К примеру, документы формата PDF могут быть внедрены (плагины Adobe Acrobat широко используются), однако чаще всего они связываются с собственным приложением для более легкого сохранения на жестком диске и распечатывания. Файлы типа МРЗ обычно связываются, а не внедряются, для того, чтобы пользователю предоставить возможность сохранения файлов на жестком диске для повторного использования. Остальные типы мультимедиа файлов редко внедряются в страницы.
С точки зрения дизайнеров вопрос внедрения или связывания зависит от того, как будет выглядеть мультимедийный элемент — как часть страницы или как самостоятельный файл. При наличии плагина и отсутствии желания дальнейшего использования элемента лучше внедрить его в страницу, в противном случае имеет смысл только связать его со страницей, а открывать независимым вспомогательным приложением.
Гипермедиа-ссылка мало отличается от обычной гиперссылки. Основное ее отличие заключается в том, что она указывает не на документ, который отображается в окне браузера, а на определенный файл. Браузер распознает его и загружает соответствующее вспомогательное приложение, которое, в свою очередь, и выводит мультимедийный файл.
Внешний вид гипермедиа-ссылки такой же, как и у любой другой. Она может содержать текст, активное изображение, либо представлять собой горячую зону карты ссылок. При этом важно помнить, что вводить нужно URL не HTML-документа, а какого-то файла.
При активизации пользователем ссылки выполняется загрузка файла на его компьютер. После чего браузер запускает приложение, ассоциированное с данным форматом. Если такое приложение отсутствует или не настроено, файл сохраняется на жестком диске для дальнейшего использования.
При создании такой ссылки рекомендуется:
- в тексте, описывающем ссылку, указывать примерный объем файла, чтобы посетители смогли сориентироваться по времени на его загрузку;
- получать специальное разрешение для использования ссылки на файл с чужого сервера, поскольку передача файлов больших размеров серьезно замедляет работу сервера, а это грозит взиманием дополнительной платы за превышение трафика;
- ставить ссылки только на те файлы, которые хранятся на вашем сервере, если только вы не имеете специального разрешения от владельца постороннего сайта.
Внедрение мультимедийных элементов
Другим подходом к включению мультимедиа в свои страницы является непосредственное внедрение элементов. Этот процесс схож с добавлением изображений с помощью элемента . В общем случае внедрение подразумевает резервирование места на странице под включаемый элемент с целью его дальнейшей обработки плагином, который отвечает за его воспроизведение.
Для этого применяют созданный компанией Netscape и получивший широкое распространение элемент .
Internet Explorer 5.5 и последующие версии не имеют поддержки элемента , чем обязывают авторов использовать .
Внедрение QuickTime
При наличии желания внедрить в страницу видео в формате QuickTime можно сделать это с помощью элемента . Фирмой Apple предлагается для использования еще несколько дополнительных атрибутов, касаемых режимов проигрывания и настроек окна, в котором появляется внедренный элемент. Помимо всего прочего, видео в формате QuickTime может использоваться как потоковое, так и загружаемое, т.е. воспроизводится как по мере скачивания частей файла, так и после окончания приема всего файла. Потоковое видео может быть представлено как трансляция какого-либо события или же как обычная запись. При использовании потокового видео необходима установка специального серверного программного обеспечения.
Основной особенностью реализации включения потока в формате QuickTime в страницу является необходимость постановки ссылки на особенный URL, который использует соответствующий протокол передачи реального времени (rtsp://). При работе с загружаемым видео файл сохраняется соответствующим образом (как Hinted QuickTime). Это можно сделать, используя любой редактор QuickTime (например, QuickTime Pro).
Таким образом, для определения видеофайла, хранящегося на потоковом сервере QuickTime как загружаемого, нужно сначала сохранить его как hinted, a потом использовать элементы или .
Формат Windows Media
Данный формат можно внедрить как с помощью технологии ActiveX, так и с помощью плагинов фирмы Netscape. Вопросы включения потокового видео и Windows Media сводятся к одному и тому же. Оптимальным выходом при планировании кросс-платформенной поддержки является не внедрение, а связывание с файлами в формате Windows Media.
Формат RealMedia
Этот формат не позволяет распространять видео- или аудиоданные, то есть сохранять их на диске. Он представляет собой потоковый формат. При его использовании потребуются инструменты для конвертирования файлов из формата QuickTime или AVI в RealMedia, а также программное обеспечение сервера RealMedia, являющимся отправной точкой при потоковом выводе мультимедиа.
При наличии закодированных видеоданных, представленных файлом с расширением .rm, их можно разместить как на специальном сервере с установленным обеспечением RealMedia, так и на HTTP-сервере. В последнем случае нужно скопировать .rm-файл на свой сервер и создать ссылку вида: Потоковое видео - здесь
Этот подход не будет удачным в смысле функциональности и гибкости, так как потребуется, чтобы Web-сервер распознавал файлы в формате RealMedia, но в то же время для воспроизведения видео запустится внешняя программа — плейер RealMedia. Наиболее правильным решением станет использование сервера RealMedia. При его наличии станет возможным как связывать, так и внедрять мультимедиа несколькими способами.
Подключение анимации в формате Flash
Flash-презентации многие по сей день называют видеопрезентациями, несмотря на то, что они отличаются от QuickTime и Windows Media. В технологии их создания вместо линейного потока видео- или аудиоданных используются интерактивные анимации (управление переходами с помощью кнопок). Чтобы подключить анимацию такого типа к Web-странице, можно использовать описанные выше элементы: и . Используя программное обеспечение Macromedia Flash можно применять создаваемые автоматические шаблоны.
Работа с данным форматом практически не отличается от работы с другими форматами. Разница заключается лишь в наличии длинного списка возможных атрибутов, которые предназначены для настройки специфических параметров.
Flash-анимации сохраняются и в формате QuickTime, имеющем частичную поддержку интерактивности.