На любом этапе своего исторического бытия люди стремятся к тому, чтобы осмыслить, постичь и понять самих себя, мир вокруг себя, а также себя в мире и мир в себе. В данном аспекте мир права не становится исключением.
Человечество уже давно интересуют природа и сущность человеческих взаимоотношений, а также правил и норм, которые определяют их особенности.
В качестве предмета человеческого осмысления всегда выступали правовые идеалы таких понятий как:
- свобода,
- равенство,
- справедливость.
Их содержание проливает свет на специфичность правовой природы права, а также его онтологические основы, ценности и значимость в жизни общества и людей. Такая проблематика привлекала к себе внимание мыслителей еще древнего мира, частности, Демокрита, Гераклита, Фукидида, Гиппия, Антифонта и Алкадиманта,
Эпикур, а также иные мыслители неоднократно обращались к проблемам обоснования свободы, права, закона. Однако, длительный период времени вопросы права, правопонимания рассматривались фрагментарно, в качестве конкретных аспектов более общих тем.
Только в дальнейшем они стали выступать самостоятельными объектами исследования, в основном в виде учения о естественном праве. В конце XVIII в. благодаря инициативе немецкого юриста Г. Гуго в научном употреблении возникло понятие философии права.
В силу того, что оно прижилось в юридической науке, сама философия права выступала в виде ее части. В соответствии с мнением Гуго, юриспруденция должна охватывать такие аспекты, как:
- Философия права.
- Юридическая догматика.
- История права.
С иной стороны такими проблемами прониклась основанная Гегелем в ХІХ веке, особая философская дисциплина с ее постоянным критическим переосмыслением истины о праве.
И. Кант о праве
Иммануил Кант - профессор Кенигсбергского университета, свои политико-юридические взгляды излагал в следующих трудах:
- «К вечному миру».
- «Идеи всеобщей истории под космополитическим углом зрения».
- «Метафизические основы учения о праве».
Право в соответствии с учением Канта, является объективной категорией, которая стоит над людьми и государством.
Само государство определялось им через право. Государством, по его мнению, выступает объединение множества людей, которые подчинены правовым законам, при этом, это правовая организация.
В данном смысле Кант являлся предшественником теории правового государства.
Он считал, что подчинение праву отличает государство от остальных сообществ, которые тоже обладают социальным характером, но базируются не на праве, а на законах благотворительности в чистом виде.
Последние он относит к этическим, либо этически-гражданским сообществам. В вопросе о происхождении государства Кант старался придерживаться договорной теории, которая была широко распространена в период борьбы буржуазии за власть.
В соответствии с теорией Канта, люди стараются отказаться от собственной свободы естественного состояния для обретения свободы в качестве членов общества. Человек способен оставить дикую и при этом не базирующуюся на законе природу и при этом обрести свободу в правовом состоянии, базируясь на законе во всем его объеме.
Кант рассматривал объединение людей в гражданское общество и в общественный союз исключительно в виде сугубо правового состояния. В качестве базы такого союза, по его мнению, выступают априорные принципы, которые включают в себя:
- самостоятельность,
- свободу,
- равенство для всех членов общества.
Однако, если трактовать равенство в виде равенства для всех членов общества перед законом, то философ не делал никаких исключений, например, для главы государства, у которого есть право на принуждение, несмотря на то, что он не повинуется каким-то принуждениям закона.
Говоря о подданных и правители, он утверждал, что последний имеет только права и никаких обязанностей. Таким положением им отрицалось право народа на восстание, даже при условии, что правителем нарушались присущие ему обязанности, которые он должен нести перед народом.
В соответствии с учением Канта, переход людей из естественного состояния к гражданскому обществу не является случайностью. Акт, за счет которого изолированные индивиды способны образовать государство, выступает в качестве договора.
Общественный договор по мнению Канта должны заключать морально развитые люди. Отсюда государственная власть не имеет права обращаться с ними, как с существами, которые не понимают моральных законов и сами не могут выбрать для себя правильную поведенческую линию.
Идея, связанная с первичным общественным договором в виде связи права с моралью, вполне логично привели Канта к учению о естественном праве в качестве неотъемлемого, внутреннего по природе и присущего для людей праву. Он определял его в виде права, которое базируется на конкретных априорных принципах, что являются имманентными для человека. Кант называл его частным правом. Позитивное право отличается от частного или природного и выступает в виде результата деятельности законодателя, поэтому оно относится к публичному праву.
Гегель и его понимание права
Георг Вильгельм Фридрих Гегель был объективным идеалистом. Он осуществлял разработку системы диалектической логики и сумел внести исключительный вклад в теорию познания. В качестве важного момента в его философии выступала опора на тождество мышления и бытия.
Реальный мир у Гегеля – это проявление идеи, понятия и духа. Подобное тождество может быть рассмотрено в виде исторически развивающегося процесса самопознания абсолютной идеей самой себя.
У Гегеля она выступает в виде активного и деятельного начала, которому является свойственной деятельность в качестве мышления, которое проявляется в самопознании. В качестве ключевой задачи философии права по Гегелю выступает исследование идей и мыслей, что находятся в основе права. Иными словами, право – это наличное бытие свободной воли, а идея права состоит в свободе.