Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Значение философии права Канта и Гегеля для развития юридической науки

На любом этапе своего исторического бытия люди стремятся к тому, чтобы осмыслить, постичь и понять самих себя, мир вокруг себя, а также себя в мире и мир в себе. В данном аспекте мир права не становится исключением.

Человечество уже давно интересуют природа и сущность человеческих взаимоотношений, а также правил и норм, которые определяют их особенности.

В качестве предмета человеческого осмысления всегда выступали правовые идеалы таких понятий как:

  • свобода,
  • равенство,
  • справедливость.

Их содержание проливает свет на специфичность правовой природы права, а также его онтологические основы, ценности и значимость в жизни общества и людей. Такая проблематика привлекала к себе внимание мыслителей еще древнего мира, частности, Демокрита, Гераклита, Фукидида, Гиппия, Антифонта и Алкадиманта,

Эпикур, а также иные мыслители неоднократно обращались к проблемам обоснования свободы, права, закона. Однако, длительный период времени вопросы права, правопонимания рассматривались фрагментарно, в качестве конкретных аспектов более общих тем.

Только в дальнейшем они стали выступать самостоятельными объектами исследования, в основном в виде учения о естественном праве. В конце XVIII в. благодаря инициативе немецкого юриста Г. Гуго в научном употреблении возникло понятие философии права.

В силу того, что оно прижилось в юридической науке, сама философия права выступала в виде ее части. В соответствии с мнением Гуго, юриспруденция должна охватывать такие аспекты, как:

  1. Философия права.
  2. Юридическая догматика.
  3. История права.

С иной стороны такими проблемами прониклась основанная Гегелем в ХІХ веке, особая философская дисциплина с ее постоянным критическим переосмыслением истины о праве.

И. Кант о праве

Иммануил Кант - профессор Кенигсбергского университета, свои политико-юридические взгляды излагал в следующих трудах:

  1. «К вечному миру».
  2. «Идеи всеобщей истории под космополитическим углом зрения».
  3. «Метафизические основы учения о праве».

Право в соответствии с учением Канта, является объективной категорией, которая стоит над людьми и государством.

«Значение философии права Канта и Гегеля для развития юридической науки» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Само государство определялось им через право. Государством, по его мнению, выступает объединение множества людей, которые подчинены правовым законам, при этом, это правовая организация.

В данном смысле Кант являлся предшественником теории правового государства.

Он считал, что подчинение праву отличает государство от остальных сообществ, которые тоже обладают социальным характером, но базируются не на праве, а на законах благотворительности в чистом виде.

Последние он относит к этическим, либо этически-гражданским сообществам. В вопросе о происхождении государства Кант старался придерживаться договорной теории, которая была широко распространена в период борьбы буржуазии за власть.

В соответствии с теорией Канта, люди стараются отказаться от собственной свободы естественного состояния для обретения свободы в качестве членов общества. Человек способен оставить дикую и при этом не базирующуюся на законе природу и при этом обрести свободу в правовом состоянии, базируясь на законе во всем его объеме.

Кант рассматривал объединение людей в гражданское общество и в общественный союз исключительно в виде сугубо правового состояния. В качестве базы такого союза, по его мнению, выступают априорные принципы, которые включают в себя:

  • самостоятельность,
  • свободу,
  • равенство для всех членов общества.

Однако, если трактовать равенство в виде равенства для всех членов общества перед законом, то философ не делал никаких исключений, например, для главы государства, у которого есть право на принуждение, несмотря на то, что он не повинуется каким-то принуждениям закона.

Говоря о подданных и правители, он утверждал, что последний имеет только права и никаких обязанностей. Таким положением им отрицалось право народа на восстание, даже при условии, что правителем нарушались присущие ему обязанности, которые он должен нести перед народом.

В соответствии с учением Канта, переход людей из естественного состояния к гражданскому обществу не является случайностью. Акт, за счет которого изолированные индивиды способны образовать государство, выступает в качестве договора.

Общественный договор по мнению Канта должны заключать морально развитые люди. Отсюда государственная власть не имеет права обращаться с ними, как с существами, которые не понимают моральных законов и сами не могут выбрать для себя правильную поведенческую линию.

Идея, связанная с первичным общественным договором в виде связи права с моралью, вполне логично привели Канта к учению о естественном праве в качестве неотъемлемого, внутреннего по природе и присущего для людей праву. Он определял его в виде права, которое базируется на конкретных априорных принципах, что являются имманентными для человека. Кант называл его частным правом. Позитивное право отличается от частного или природного и выступает в виде результата деятельности законодателя, поэтому оно относится к публичному праву.

Гегель и его понимание права

Георг Вильгельм Фридрих Гегель был объективным идеалистом. Он осуществлял разработку системы диалектической логики и сумел внести исключительный вклад в теорию познания. В качестве важного момента в его философии выступала опора на тождество мышления и бытия.

Реальный мир у Гегеля – это проявление идеи, понятия и духа. Подобное тождество может быть рассмотрено в виде исторически развивающегося процесса самопознания абсолютной идеей самой себя.

У Гегеля она выступает в виде активного и деятельного начала, которому является свойственной деятельность в качестве мышления, которое проявляется в самопознании. В качестве ключевой задачи философии права по Гегелю выступает исследование идей и мыслей, что находятся в основе права. Иными словами, право – это наличное бытие свободной воли, а идея права состоит в свободе.

Дата написания статьи: 28.03.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot