Определение подсудности гражданских дел
Институт подсудности имеет очень большое значение в гражданско-процессуальном праве, поскольку при приеме искового заявления и определении, что данное дело подведомственно какому-либо звену российской судебной системы, решается вопрос об эффективной защите законных интересов конкретного физического или юридического лица.
Подсудность в гражданском процессе представляет собой распределение всех возбуждаемых дел между различными судами. Этим подсудность отличается от подведомственности, которая регулирует принадлежность дел различным правоохранительным органам: полиции, прокуратуре и т.п.
Подсудность гражданских дел мировым судьям
Статья 23 Гражданского процессуального кодекса РФ определяет подсудность дел мировым судьям. Они являются судьями общей юрисдикции субъектов Федерации и входят в единую судебную систему России.
Мировой судья рассматривает в первой инстанции:
- уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы;
- дела о выдаче судебного приказа;
- дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
- дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;
- иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
- дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), установленной законом на момент подачи заявления;
- дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;
- дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;
- дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП РФ.
Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу. Кроме того, мировой судья разбирает индивидуальные трудовые споры, за исключением дел о восстановлении на работе, которые входят в компетенцию районного суда.
Рисунок 1.
Подсудность гражданских дел районному суду
В соответствии со статьей 21 федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», районный суд рассматривает в первой инстанции все дела, за исключением отнесенных к компетенции мировых судей, судов субъектов РФ и Верховного суда РФ.
Районный суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории его юрисдикции. Данный орган власти рассматривает в качестве апелляционной инстанции судебные постановления, вынесенные мировыми судьями.
Коллективные трудовые споры также рассматриваются районными судами. Неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений, а также вопросы о выплате заработной платы входят в сферу интересов районного суда.
Следует учитывать, что помимо предметной подсудности, определяющей какому из звеньев российской судебной системы следует рассматривать конкретное дело, существует также и территориальная подсудность. В какой суд подать иск – решает заявитель. Обычно он обращается в орган власти по месту жительства ответчика, чтобы ускорить исполнение будущего решения.
Подсудность гражданских дел судам субъектов Федерации
В соответствии со статьей 20 федерального конституционного закона «О судебной системе РФ», суд субъекта Федерации в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй (кассационной) инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Республиканские и областные суды являются вышестоящими инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего региона.
Суды субъектов Федерации рассматривают следующие дела:
- Споры, связанные с государственной тайной. Под государственной тайной понимают защищаемые органами власти сведения в сфере военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности и обороноспособности России.
- Дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, что обуславливается уровнем административной структуры, принявшей конкретный документ, не зависимо от того, в чьих интересах возбуждаются данные дела. Например, заявление прокурора об оспаривании нормативного правового акта, принятого правительством региона, подлежит рассмотрению в суде соответствующего субъекта РФ.
- Дела, которые связаны с деятельностью общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, действующих в пределах одного региона.
- Дела об обжаловании решений (или уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, вне зависимости от статуса проводящихся выборов.
Подсудность гражданских дел Верховному суду РФ
Верховный суд России является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, относящимся к компетенции судов общей юрисдикции. Данный орган власти осуществляет судебный надзор за деятельностью всех нижестоящих судов, включая военные и специализированные федеральные суды.
Верховный суд РФ рассматривает дела об оспаривании нормативных и ненормативных актов органов государственной власти. В связи с этим необходимо разграничивать его компетенцию с полномочиями Конституционного суда РФ. Верховный суд РФ рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов, только если при этом не затрагивается вопрос об их конституционности или о конституционности федерального закона, на котором они основаны.
Ликвидация политических партий по решению Верховного суда РФ возможна лишь в нескольких случаях:
- нарушение положения о том, что структурные подразделения политических партий создаются только по территориальному принципу, а не действуют в органах государственной власти и местного самоуправления, в Вооруженных силах РФ, в правоохранительных структурах и образовательных учреждениях;
- не устранение в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии;
- неучастие политической партии в выборах;
- отсутствие региональных отделений политической партии численностью не менее 100 членов более чем половине субъектов РФ;
- отсутствие необходимого количества членов политической партии;
- неоднократное непредставление политической партией в установленный срок в федеральный уполномоченный орган сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.