Законы как источник права
Законы в правовой системе РФ – это особые источники права, нормативно-правовые акты, правом на издание которых обладают Президент, представительные (законодательные) органы, исполнительные органы государственной власти, муниципальные органы, а также в отдельных случаях все граждане посредством референдума.
Законы – это нормативно-правовые акты, являющиеся по юридической силе вторыми после Конституции РФ, выражающие государственную волю по основным вопросам жизни общества, обладающие высшей юридической силой относительно других, подзаконных актов. Принятие законов подвергается сложной процедуре, оно проходит коллегиально. Законы не содержат отдельные положения непринципиального характера. В регулировании общественных отношений они обладают несомненным приоритетом, что означает его высшую юридическую силу (после Конституции), первенство по времени стабильность и структурообразующую роль в регулировании общественных отношений.
Приоритет закона обеспечивают различные области общественных отношений, регулирование которых не допускается подзаконными актами из-за их особой важности (уголовное законодательство, законодательство о выборах и др.). Соблюдение закона, вступившего в силу, должно быть обязательным, за нарушение закона следует юридическая ответственность.
Классификация законов в правовой системе
Все существующие в Российской Федерации законы подразделяются на две группы:
- Федеральные законы. Подразделяются на федеральные конституционные законы, законы РФ и федеральные законы.
- Законы субъектов РФ.
Наиболее распространенной формой норм права выступают федеральные законы, которые принимаются на основе конституционных норм. Положения Конституции определяют, какие вопросы решаются федеральными законами. Кодексы РФ относятся к федеральным законам.
Федеральные конституционные законы обладают большей силой, чем обычные федеральные законы. Положения, по которым необходимо принятие федеральных конституционных законов, предусмотрены Конституцией. Федеральные конституционные законы отличает более сложный порядок принятия и невозможность наложения отлагательного вето Президента.
Федеральные конституционные законы принимают по вопросам, обозначенным в Конституции. Они обладают значительно большей юридической силой, чем федеральные законы.
Федеральные конституционные законы регулируют следующие вопросы:
- порядок и обстоятельства введения чрезвычайного положения;
- режим военного положения;
- изменение статуса субъекта РФ;
- порядок принятия в РФ и образование нового субъекта;
- порядок официального использования и описание государственных герба, флага, гимна РФ;
- порядок проведения референдума;
- порядок деятельности Уполномоченного по правам человека, Правительства РФ;
- установление Судебной системы;
- порядок образования, полномочия Конституционного и Верховного Судов, федеральных судов;
- порядок созыва Конституционного Собрания;
- принятие в РФ и образование нового субъекта РФ;
- изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ.
К законам субъектов РФ относятся основные законы (уставы, конституции), действующие на территории определенных субъектов РФ. Такие законы содержат нормы, закрепляющие в обобщенной форме правовой статус этого субъекта, его компетенцию, основы устройства, структуру органов власти на разных уровнях. Законы субъектов РФ должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам.
Нормативность закона предопределяет его длительное действие и многократное применение. Однако, не все федеральные законы обладают этими свойствами (законы о переименовании городов, о денонсации международных соглашений и др.).
Правотворческая практика в Российской Федерации
Правовые нормы, принимаемые в обеспечение и развитие основ конституционного строя, должны устанавливаться федеральными законами. Законы должны развивать нормы Конституции, не подменяя при этом ее прямое действие. В общем массиве нормативных правовых актов доля действия законов незначительна. В настоящее время программа работы в сфере законопроектов не выполняется в полно объеме.
Негативные явления в правовой системе:
- Неоправданно много времени тратится на обсуждение законов, не соответствующих Конституции, и их дальнейшее принятие. При этом законы соответствующие Конституции долго не принимаются.
- Парламентское нормотворчество иногда подменяется ложной активностью депутатов, которые ведут постоянные дискуссии по общеполитическим проблемам.
- Государственная Дума приняла много постановлений, которые не отнесены к ведению Конституции, не обладают нормативно-правовым характером.
- В Парламенте наблюдается недостаточный профессионализм, что ведет к безответственным решениям, непониманию своих задач.
- Имеющееся законодательство противоречиво, бессистемно и имеет многочисленные пробелы.
Нормативно—правовая база России одновременно является и избыточной, и неполной. Некоторые из законов дублируют друг друга, но при этом не решают проблем, так как приняты под давлением ведомственных, групповых, узких интересов. Большое число принятых норм и их противоречивость позволяют должностным лицам трактовать их весьма произвольно.
Не установлено достаточно действенных механизмов, которые препятствовали бы возникновению актов, противоречащих федеральным законам и Конституции. Фактически нет баланса в принятии законов по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Широко распространены федеральные законы, регулирующие исчерпывающим образом определенные отношения, не допускают принятие субъектами правовых актов и игнорируют федеративное устройство государства, установленное Конституцией. Законодательство субъектов РФ часто копирует нормы федеральных законов, при этом ничего не привнося специфичного или нового. Недостаточность приоритета закона обусловлена представлениями о содержании и структуре всей правовой системы РФ.