Общая характеристика
Законы Ману – древнейший памятник права Древней Индии, сборник правовых и религиозно-нравственных предписаний, по преданию принадлежавший Ману – прародителю всего человечества. Представляет собой одну из 19 дхармашастр, входящих в литературу смрити, священных писаний индуизма. Нормы поведения одновременно наполнены правовым, моральным и религиозным содержанием. Появлению дхармашастр способствовало социально-классовое расслоение общества.
Первые упоминания о законах Ману датируются XIX в. до н. э.
Законы Ману (Manavadharmasastra) включают 12 глав и 2685 стихов и являются памятником сакрального права. Среди дхармашастр законам Ману принадлежит особое место, они закрепляли разные формы эксплуатации, рабство. В законах наблюдается попытка систематизировать нормы права, при этом не выделяются преступления и правонарушения.
Законы Ману имеют характерные черты:
- на первый план выходит сословно-варновое деление общества (кшатрии, брахманы, вайшьи, шудры);
- присутствует определенная логика изложения материала;
- нет выделения отдельных сфер права;
- норму права нельзя отделить от моральной и религиозной норм;
- варны носят наследственно-профессиональный характер.
Многие нормы ориентированы на охрану собственности (движимое имущество), в них рассматривают договоры купли-продажи, займа, дарения, личного найма и др. Среди гарантий исполнения договора лежит залог, заклад или поручительство. Подробно разрабатывается, но еще не грамотен в юридическом смысле договор займа, процветает ростовщичество. Наемные работники и рабы упоминаются вместе, наемный труд презирается, что обуславливает тяжелые условия найма.
Публичное и судейское право в законах Ману
Царь (раджа) обладал абсолютным правом суда, издания нормативных актов, сбора налогов. У царя было несколько советников (7-8), изучающих и знающих Веды брахманов. Все кандидаты проходили проверку на благонадежность. Царь выносил решение самостоятельно, к советам он мог только прислушаться. Местная власть строилась по военному принципу: каждая отдельная территориальная единица предоставляла определенное количество «новобранцев». Назначались старосты для деревень.
В Древней Индии налогами облагались отдельные виды деревьев, животные, полезные ископаемые, некоторые виды доходов. К общественно полезным работам относились литургии (постройка каналов, укреплений, дорог и др.). В соответствии с Артхашастре раджа был обязан защищать своих подданных, поддерживать в стране мир.
Судебная система Древней Индии включала царский суд и суд брахманов. В царский суд входили царь и брахманы, знатоки законов. Судопроизводство было обязательной, официальной функцией царя. Если царь не мог присутствовать на суде, судебную деятельность осуществляли брахманы в количестве трех человек: специалист по этимологии (Агорведе), специалист по логике (Ригведе) и специалист по ритуалу (Самоведе). Права и обязанности брахманского суда отображены в 12 главе законов Ману.
В древнеиндийском обществе господствовала интеллектуальная дифференциация, брахманами становились наилучшие знатоки Вед.
Основным методом разрешения судебных вопросов являлся расспрос. Не существовало четкого отделения гражданских процессов от уголовных. Судебные дела возбуждали заинтересованные лица, при этом судебный процесс в большей мере носил состязательный характер, при котором стороны должны были убедить органы суда в своей правоте, предъявив для этого все необходимые доказательства. Женщины могли свидетельствовать только против женщин, рабы, дети и люди с «дурной славой» свидетелями выступать не могли.
Обязательственное право в законах Ману
В законах Ману регламентированы договоры дарения, займа, купли-продажи, перевозки и т.д.
В Законах прописаны общие положения о договоре:
- договор является недействительным, если заключен человеком в нетрезвом или в невменяемом, страдающим от болезни, а также ребенком, стариком или не уполномоченным лицом;
- договоры, заключенные рабами – недействительны, однако, если договор заключается в пользу хозяина раба, то его рекомендуется оставить;
- при заключении договора предусматривается добровольное согласие сторон;
- договор, заключенный с помощью насилия или обмана, является недействительным;
- если должник не располагает необходимым для уплаты долга имуществом, то он должен долг отработать;
- должники высшей варны могли отдавать долг постепенно, им предоставлялась отсрочка.
Виды договоров в Древней Индии:
- Договор займа. Указывал на расцвет ростовщичества. При этом присутствуют элементы самоуправства кредитора над должником, первый из которых обладал над вторым практически неограниченной властью. Были не редкостью принуждение путем захвата, использование хитрости и силы.
- Договор личного найма. Наемные работники и рабы характеризуются в специальной главе артхашастр, где их положение уравнивается. В Древней Индии к наемному труду относились с презрением. Условия наемного труда были тяжелые, не выполнивший работу наемник подвергался штрафу.
- Договор купли-продажи. У представителей высших варн существовал ряд ограничений на занятия торговой деятельностью. Были ограничения на торговлю людьми. Договор являлся нестабильным и мог быть расторгнут без всяких причин в течение 10 дней после заключения сделки.
Наследственное и вещное право в законах Ману
Законы Ману являются древнейшими образцами наследственного права. Отцовское имущество наследовалось двумя способами: делилось поровну между сыновьями или его полностью забирал старший брат, а младшие жили при нем, как при отце. Женщины и мужчины могли наследовать имущество наравне. Однако сестры при дележе наследства участие не принимали, они получали приданое. Если детей-наследников не было, рассматривались родственники до шестого «колена».
Для индийского общества было характерно глубокое имущественное расслоение. Отдельно сохранялись черты патриархальных и общинных отношений, значительное развитие получила частная собственность. К объектам частной собственности относились: домашний инвентарь, зерно, скот, рабы.
В Древней Индии не получила распространение частная собственность на землю, однако законы Ману указывают на наличие в общине имущественной дифференциации и выделении индивидуальных земельных владений.
В законах Ману перечислены возможные законные способы приобретения имущества: получение в качестве дара или находки, наследование, покупка, ростовщичество, завоевание, получение приношений, исполнение работы.