Законодательная основа деятельности органов местного самоуправления – это…?
Законодательной основой деятельности органов местного самоуправления является совокупность правовых норм, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, которые носят роль принципов и закрепляют и регулируют наиболее важные основополагающие общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе организации и деятельности местного самоуправления на всей территории Российской Федерации, и которым должны соответствовать все иные муниципальные акты регулирующие подобные отношения.
Перечень правовых актов, лежащих в основе местного самоуправления
- федеральные нормативные акты:
- Конституция РФ;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы;
- указы и распоряжения Президента РФ;
- постановления и распоряжения Правительства РФ;
- нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти;
- международно-правовые документы:
- общепризнанные принципы и нормы международного права;
- международные договоры РФ;
- муниципальные правовые акты:
- уставы муниципальных образований;
- решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан;
- нормативные акты субъектов РФ:
- конституции (уставы) субъектов РФ;
- законы субъектов РФ;
- иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
- иные муниципальные правовые акты
Характеристика основных правовых актов – основ деятельности органов местного самоуправления
-
Международно-правовые документы
Международно-правовые документы становятся одной из законодательных основ деятельность органов муниципальной власти на основании того, что в Российской Федерации конституционно закреплено, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы», а также приоритет международных норм над национальным правом.
В качестве основ местного самоуправления, относящихся к рассматриваемой категории можно выделить в частности:
Рисунок 1.Среди указанных актов Европейская хартия местного самоуправления занимает особое основное место, поскольку именно она закрепила понятие «местное самоуправление», а также основные принципы, на которых базируется деятельность и организация органов местного самоуправления. Также в данном акте были широко описаны сферы компетенции местного самоуправления, порядок реализации полномочий, основные направления формирования муниципальных финансовых ресурсов, гарантии самостоятельности местного самоуправления, защиты его прав.
Немаловажным значением в системе источников муниципального права обладают международные договоры и соглашения. Так, например, на основании международных договоров иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, могут принимать участие в муниципальных выборах и местных референдумах.
-
Федеральные нормативные акты
Основополагающим актом, который стоит во главе актов федерального законодательства, ставших основой для деятельности органов местного самоуправления стала Конституция Российской Федерации.
Конституция РФ содержит такие концептуальные установления, как:
- самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий (ст. ст. 12, 130, 131, 132);
- осуществление местного самоуправления населением как непосредственно, так и через представителей (ст. ст. 3, 32, 131);
- отнесение общих принципов организации системы местного самоуправления к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72)
- осуществление местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 131)
- осуществление местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 131)
- обособленность органов местного самоуправления от системы органов государственной власти (ст. 12);
Кроме того, Конституция РФ закрепляет следующий комплекс муниципальных институтов:
- институты местного самоуправления как основа конституционного строя, одна из форм народовластия (ст. ст. 3, 12);
- институты правового положения человека и гражданина в системе местного самоуправления (ст. ст. 18, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46);
- институты организации и функционирования местного самоуправления как особой публичной власти (ст. ст. 130 - 133);
-
институт муниципальной собственности (ст. ст. 8, 132) и т.п.
Для того, чтобы дополнить и развить принципы, заложенные в Конституции Российской Федерации был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который определил:
-
общие положения организации местного самоуправления
- принципы территориальной организации местного самоуправления
- перечень вопросов местного значения для каждого типа муниципального образования
- формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления
- финансово-экономическую основу местного самоуправления
- порядок осуществления межмуниципального сотрудничества
- основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
- систему органов и должностных лиц местного самоуправления
- систему муниципальных правовых актов, порядок их подготовки, вступления в силу, приостановления действия и отмены
- порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
- особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения, в закрытых административно-территориальных образованиях, наукоградах, на приграничных территориях
Замечание 1Основы деятельности органов местного самоуправления содержатся также в кодифицированных актах Российской Федерации. Так, например, в Гражданском кодексе РФ содержаться нормы о том, какое имущество считать муниципальным; каким образом осуществлять владение, пользование и распоряжение таким имуществом; в Бюджетном кодексе РФ можно найти нормы, устанавливающие принципы организации местного бюджета; Налоговый кодекс РФ закрепляет перечень местных налогов и правила их взимания и т.д.
Немаловажную роль в правовом регулировании деятельности органов местного самоуправления играют указы Президента РФ, которыми устанавливаются основные положения государственной политики в области местного самоуправления, способы реформирования системы муниципального управления и т.д., а также постановления Правительства РФ, например те, которые устанавливали правила проведения государственных целевых программ в области местного самоуправления.
Особое место в системе федеральных нормативных актов о местном самоуправлении занимают решения судебных органов, и в первую очередь постановления Конституционного Суда РФ. Например, Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной закон) Курской области".
И, наконец, вопросы реализации полномочий органов местного самоуправления в различных сферах урегулированы в актах федеральных министерств, служб, агентств.
Нормативные акты субъектов
В обособленную группу можно выделить нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Среди таких актов особое место занимают уставы (конституции) субъектов Российской Федерации, а также отдельные законы субъектов РФ о местном самоуправлении.
Рисунок 2.
А также:
- система и способы формирования органов местного самоуправления;
- компетенция органов местного самоуправления;
- механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти;
- финансово-экономические основы местного самоуправления;
- формы межмуниципального сотрудничества;
- правовые гарантии местного самоуправления;
- формы ответственности органов местного самоуправления, а также контроль и надзор за их деятельностью.
Муниципальные правовые акты
К таким актам можно отнести:
- устав муниципального образования;
- правовые акты, принятые на местном референдуме или сходе граждан;
- нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования (решения по вопросам организации жизнедеятельности муниципального образования и по вопросам внутренней организации деятельности органов местного самоуправления);
- правовые акты главы муниципального образования (в форме постановлений издаются нормативные акты, в форме распоряжений - решения по конкретным вопросам оперативного характера и индивидуальные акты);
- правовые акты главы местной администрации (постановления и распоряжения);
- правовые акты иных органов и должностных лиц местного самоуправления, адресованные подчиненным административным структурам, поэтому правовой формой этих правовых актов являются распоряжения и приказы.
Органы местного самоуправления также вправе заключать соглашения о передаче осуществления части своих полномочий; на объединение финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения; договоры с органами территориального общественного самоуправления на осуществление хозяйственной деятельности с использованием средств местного бюджета и т.п.