Понятие юрисдикции суда
Юрисдикция суда (подсудность) является гражданско-правовым институтом, нормы которого регулируют разграничение компетенции между определенными судами в судебной системе.
Институт подсудности отражается в разграничении комплекса компетенции между судами внутри самостоятельной ветви системы судов. Таким образом, правила подсудности определили компетенцию определенных судов общей юрисдикции по рассмотрению и урегулированию гражданских дел по первой инстанции.
Осуществляя прием искового заявления, определяя, что гражданское дело является подведомственным судам общей юрисдикции, судья должен определить, какому из судов системы оно будет подсудно.
Виды юрисдикции суда
Виды юрисдикции суда (подсудности):
- Предметная (родовая) подсудность;
- Подсудность по связи дел;
- Территориальная подсудность.
Предметная (родовая) подсудность определила компетенцию судов разнообразных звеньев судебной системы в образе судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределяются между судами разнообразных уровней судебной системы РФ. Одни гражданские дела относятся законодательством к ведению мировых судей, иные – районных, городских и т. п. Критерием для отнесения определенных гражданских дел к ведению судов какого-либо уровня являются род (характер) дела, субъектный состав и предмет спора.
Территориальная подсудность определила пространственную компетенцию судов одного уровня судебной системы. После того как разъяснено, суду какого уровня судебной системы является подсудным определенное гражданское дело, важно определить, какому из судов одного рода по территории оно подсудно, то есть определить пространственную компетенцию судов одного уровня, либо территориальную подсудность определенного дела.
Территориальная подсудность подразделяется на:
- альтернативную, либо подсудность по выбору истца – предусматривается для множества категорий гражданских дел, решение которых законодательством относится к компетенции двух или более судов на одном уровне. Право выбора меж несколькими судами, которым подсудно определенное дело, закон предоставил истцу;
- исключительную, ее сущность заключена в том, что для некоторых категорий дел закон точно определил, какой суд разрешать их компетентен;
- договорную – по соглашению между собой стороны могут изменять территориальную подсудность для определенного дела. Недопустимым является изменение подсудности суда на уровне субъекта РФ, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности.
Соглашение сторон по изменению территориальной подсудности для определенного дела представляется возможным до принятия его к производству судом. Соглашение сторон о подсудности должно выражаться в письменной форме. Это может быть самостоятельным документом, в котором выражается воля сторон по поводу выбора суда для решения их гражданского дела. Соглашение по подсудности может также включаться в качестве отдельного пункта в материально-правовой контракт (договор), который заключен меж сторонами. Подсудность по связи дел – используется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и решения соединяются несколько самостоятельных требований.
Разграничение судебной юрисдикции
В науке гражданского процессуального права выделены следующие критерии по разграничению судебной юрисдикции:
- субъектный - субъектный состав правовых отношений;
- предметный - характер спорных материальных правовых отношений;
- прямое указание в законе - указание в законодательстве на разновидность судопроизводства, в котором рассмотрению подлежит определенная категория дел.
Притом первых два критерия (предметный и субъективный) считаются общими и традиционно применяются в совокупности, а последний - специальным, потому как при его наличии общие не используется. Это соответствует общепринятому в правовой теории правилу, в соответствии с которым при конкуренции специальной и общей нормы действует первая.
Главная сложность использования критериев разграничения судебной юрисдикции заключена в том, что практически все нормы, закрепляющие положения по юрисдикции суда, включают оговорку типа "если другое не предусматривается законом". Так, в ГПК РФ такое предостережение продемонстрировано следующим образом: (а) "суды рассматривают в порядке гражданского судопроизводства дела относительно иных правоотношений, помимо случаев, когда рассмотрение таких дел производится по правилам иного судопроизводства" и (б) "законом может предусматриваться рассмотрение и иных дел по правилам гражданского судопроизводства".
Следствием изложенных законодательных формулировок является то, что нормативно юрисдикция одного суда не может являться определенной абсолютно, а обладает относительно определенным характером. Это значит, что юрисдикция по отношению к делам одной разновидности судопроизводства определяется всегда относительно к делам иных разновидностей судопроизводства. К примеру, для определения гражданской юрисдикции необходимо сформировать представление о юрисдикции административных судов. Данный подход несет определенные сложности как в ход познания, так и использования соответственного правового института, ведь понять юрисдикцию одного типа судов является невозможным без знания юрисдикции иных. А в связи с этим существует объективная потребность анализа юрисдикции каждого из них.
Следовательно, в объективном смысле, как общность норм, судебная юрисдикция является правовым институтом, призванным разграничивать компетенцию разнообразных звеньев судебной системы и различные виды судопроизводства (уголовное, гражданское, административно-деликтное, административное) между собой. Данную задачу принято решать при помощи критериев разграничения судебной юрисдикции. Критерии по разграничению судебной юрисдикции являются предусмотренными законом условиями, при которых конкретное дело подлежит рассмотрению по правилам какой-либо разновидности судопроизводства.