Понятие и общая характеристика юрисдикции человека
Обеспечение и защита прав человека обоснованно признаются в качестве ключевых древнейших проблем человечества, во все времена находившихся в центре внимания философов, политиков, юристов, а также религиозных деятелей, и исследователей вопросов морали и этики. В этой связи, следует отметить, что тот объем и круг прав и свобод личности, которые в настоящее время установлены на уровне национального и международного правового регулирования, и обеспечиваемых посредством деятельности разнообразных юрисдикицонных органов, выступают результатом длительного исторического формирования стандартов, ставших критерием демократичности в условиях современного общества.
При этом юрисдикция человека, в наиболее общем виде, может быть определена следующим образом:
Юрисдикция человека – совокупность положений национального и международного законодательства, устанавливающих объем прав и свобод личности, а также профессиональные компетенции юрисдикционных органов по их гарантированию, исполнению и защите, которыми каждому человеку предоставляется социальная и правовая возможность использовать существующие материальные, социальные, и прочие блага.
Важной особенностью в рассматриваемой сфере, в том числе накладывающей отпечаток на характеристику юрисдикции человека и его прав, выступает то, что соответствующая совокупность прав человека представляет собой совокупность правовых принципов, характерных как для международного, так и для внутригосударственного права. В этой связи, никакими источниками права (как внутригосударственными, так и международными), а равно актами юрисдикционных правоприменительных органов, не могут ограничиваться права человека, ввиду признания их неотчуждаемого характера.
Принципы юрисдикции человека
Обеспечение исполнения прав и свобод личности, в том числе в юрисдикционном порядке, производится исходя из совокупности принципов, к числу которых, традиционно принято относить:
- Принцип всеобщности: ввиду того, что рассматриваемые права обладают общечеловеческой значимостью, их обеспечение и защита осуществляются в отношении каждого человека, независимо от его гражданства, вероисповедания, национальности, и т.д. – то есть запрещена любая дискриминация в вопросах юрисдикции прав человека;
- Принцип неотчуждаемости, характеризующийся двойным значением: с одной стороны, государство, и действующие от его имени юрисдикционные органы государственной власти, не вправе изъять или ограничить (без достаточных законных оснований к соответствующему ограничению) права и свободы человека. С другой – сам человек также не может отказаться от соответствующих прав, ввиду автоматического признания такого отказа юридически недействительным;
- Принцип равноправия, выступая, своего рода продолжением обозначенных выше начал правового регулирования, означает равенство всех людей перед законом и судом, в связи с чем, граждане наделены правами и свободами в одинаковой мере, без каких-либо исключений. Иными словами, обозначенный принцип, в первую очередь, направлен на установление юридического запрета на любого рода дискриминации, в том числе и в сфере процессуальной юрисдикционной деятельности, по защите нарушенных (оспариваемых) прав и законных интересов личности;
- Принцип государственной защиты прав и свобод, устанавливающий обязанность государства по созданию системы защиты прав и свобод человека, а также устанавливать особые юридические процедуры соответствующей защиты. При этом следует отметить, что обозначенный аспект юрисдикции прав человека, указывающий на ее государственно-властный характер, характеризуется определенной двойственностью – с одной стороны, только государственная защита может обеспечить необходимый уровень надежности институту прав человека, с другой стороны, нередко именно государство (в том числе в лице его органов и должностных лиц) допускает наиболее существенные нарушения прав человека, рассматриваемых международными юрисдикционными органами по правам человека. Ключевым механизмом недопущения нарушения прав и свобод личности со стороны государства, является ответственность государственных органов и должностных лиц за принятие неправомерных актов, совершение противоправных деяний в области обеспечения реализации рассматриваемых прав и свобод, и т.д.
Классификация прав человека
Как частично было отмечено выше, ключевым юрисдикционным органом по рассмотрению и разрешению ситуаций нарушения прав и свобод человека в различных государствах, выступают надгосударственные органы, а именно, Европейский Суд по правам человека. Одной из особенностей деятельности данного органа выступает тщательная квалификация допущенного нарушения прав, с тем, чтобы верно определять то, нарушение каких именно видов прав и свобод имело место в данной конкретной ситуации.
Исходя из обозначенного свойства, представляется целесообразным подробнее остановиться в рамках представленной статьи на классификации видов прав и свобод человека.
Так, одной из наиболее распространенных классификация в рассматриваемой сфере, выступает выделение трех групп прав человека:
- Первая группа – естественные права человека, отличающиеся неотчуждаемым характером, и определяющие автономность, свободу личности от государственной власти, поскольку именно эти права обеспечивают защиту человека от произвольного вмешательства государства в его жизнь;
- Вторая группа - политические права, направленные на обеспечение непосредственного участия граждан в управлении обществом, развитии политической активности, и т.д. При этом обозначенные права, как правило, устанавливаются именно на уровне национального правового регулирования;
- Третья группа - социально-экономические права, обеспечивающие материальные и духовные потребности личности в сфере профессиональной самореализации (право на труд, защита от безработицы), экономической деятельности, образования, творчества, и т. д.