Общая характеристика временной юрисдикции
Одной из важнейших характеристик юрисдикции любого органа или должностного лица выступает его временная юрисдикция – то есть характеристика отправления соответствующих государственно-властных полномочий, и принятых для регулирования такой деятельности нормативно-правовых актов во времени.
Поскольку одной из наиболее значимых сфер юрисдикционно-властной деятельности выступает осуществление полномочий судебными органами, представляется обоснованным проведение характеристики временной юрисдикции, посредством анализ их пределов действия во времени.
Анализ действующего процессуального законодательства позволяет сделать вывод о том, что, в частности, гражданское судопроизводство ведется в соответствии с положения федерального законодательства, действующего на момент рассмотрения и разрешения гражданского дела, либо на момент совершения отдельных процессуальных действий, включая исполнение судебных актов, решений и определений суда, постановлений иных государственно-властных органов, и т.д.
Иными словами, одним из свойств временной юрисдикции выступает отсутствие обратной силы закона, применительно к действию гражданских процессуальных норм во времени – безотносительно к моменту возбуждения дела, совершение любого процессуального действия должно происходить в строгом соответствии с требованиями законодательства, действующими в момент такого совершения, если иное прямо не предусмотрено законом.
При этом следует обратить внимание на то, что действие процессуального закона во времени, как проявление временно юрисдикции органов государственной власти, обоснованно признается в качестве одного из ключевых пределов действия, основными характеристиками которого выступают момент вступления процессуального закона в силу, и момент утраты соответствующей юридической силы, о содержании которых подробнее будет сказано ниже.
Вступление в силу и прекращение действия процессуального закона как элементы временной юрисдикции
Поскольку юрисдикционная деятельность органов государственной власти в большинстве случаев связывается с разрешением спора о праве, либо вопроса о содержании нарушенных или оспариваемых прав определенных субъектов, обеспечение эффективности соответствующей деятельности предполагает необходимость ознакомления всех желающих лиц, с положениями закона, которым тот или иной юрисдикционный орган будет руководствоваться в процессе рассмотрения спора по существу.
Более того, в настоящее время действует так называемая презумпция знания закона (в том числе процессуального), в силу которой, никто не может ссылаться в обоснование собственных требований или возражений на факт незнания закона.
Безусловно, такая презумпция значительно облегчает процедуру отправления правосудия, поскольку автоматически подразумевается, что каждый гражданин в достаточной степени знаком с установленными действующим законодательством дозволениями, предписаниями и запретами, однако, в то же время, предъявляет определенные требования к процедуре введения процессуального закона в силу, для того, чтобы население успевало знакомиться с содержанием вновь принимаемых нормативных актов.
На практике, временной разрыв с момента разработки и утверждения процессуального закона, до его вступления в силу может быть оформлен следующим образом:
- Устанавливается, что закон вступает в силу по истечении нескольких дней с момента его официального опубликования (как правило, 7-10 дней);
- Законодатель отдаляет момент вступления закона в силу на определенный промежуток времени, необходимый для введения его в действия – таким образом, как граждане и организации, так и должностные лица правоприменительных органов получают возможность подробно ознакомиться с вновь принятым нормативным актом.
Продолжая характеристику временной юрисдикции, следует обратить внимание на то, что, как правило, в самом тексте закона не содержится конкретный временной промежуток, по истечении которого прекратится действие соответствующего акта. Тем не менее, в современной юридической науке выделяется целая совокупность способов, посредством применения которых может быть произведено прекращение действия нормативных правовых актов:
- Отмена закона или признание его положений утратившими силу;
- Фактическая отмена нормативно-правового акта.
Проблема обратной силы процессуального закона
Одним из актуальных вопросов временной юрисдикции выступает то, обладает ли процессуальный закон свойствами обратной силы – то есть должен ли вновь принимаемый акт распространять свое действие только на отношения, возникшие после его вступления в законную силу, либо, напротив, он регулирует и отношения, возникшие до его вступления в действие.
По общему правилу, процессуальный закон служит регулятором только отношений, возникших после его вступления в силу. Однако анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что было бы неверно абсолютно отрицать обратную силу действия закона.
Так, следует отметить, что обратная сила процессуального закона может иметь место применительно к упорядочению отношений, связанных с последующими правами и обязанностями сторон спорного правоотношения – то есть в том случае, когда соответствующие положения применяются к уже урегулированным длящимся правоотношениям, для целей уравнивания правового положения лиц, вступивших в него до введения в действие нового закона, с теми , кто становится участником аналогичных отношений уже после такого вступления в силу.
При этом необходимо иметь ввиду то, что обратная сила процессуального закона может применяться только применительно к длящимся правоотношениям, по которым не наступили окончательные последствия в прошлом, до вступления в законную силу нового процессуального закона.