Общая характеристика военной юрисдикции
Национальные вооруженные силы являются ключевым средством обеспечения национального суверенитета и защиты государственных границ. В этой связи, задачей любого государства выступает обеспечение режима нормального функционирования соответствующих военизированных образований, и недопущение (пресечение) любого рода форм противоправного поведения, способных нарушить их нормальную деятельность.
В том числе, важной задачей в обозначенной сфере выступает оперативное разрешение возникающих при несении военной службы правовых споров, включая те из них, которые связаны с совершением противоправных деяний специальными субъектами.
В Российской Федерации, для обозначенных целей сформирована самостоятельная система судебных юрисдикционных органов, призванная рассматривать и разрешать юридические дела с участием военнослужащих – военные суды.
Отметим, что военные суды на правах самостоятельного звена входят в судебную систему Российской Федерации, находясь на уровне федеральных судов общей юрисдикции, и осуществляют судебные полномочия в Вооруженных Силах РФ, а равно иных войсках, воинских формированиях и федеральных органах государственной власти, в которых действующим законодательством РФ предусматривается возможность несения военной службы.
Проводя характеристику особенностей образования военных юрисдикционных органов, следует обратить внимание на то, что они создаются по территориальному принципу, исходя из дислокации воинских структур на территории РФ, а в случаях, прямо предусмотренных международными соглашениями – также по месту дислокации воинских формирований за пределами государственной границы Российской Федерации.
Вопросы формирования и деятельности военных юрисдикционных органов упорядочиваются положениями действующего федерального законодательства, а количество судебных органов и численность военных судей устанавливаются Верховным судом РФ.
При этом особо обращается внимание на то, что никакой военный юрисдикционный орган не может быть упразднен, вплоть до передачи отнесенных к его ведению вопросов в юрисдикцию другого суда.
Продолжая характеристику организационных особенностей военных юрисдикционных органов, следует указать, что соответствующие суды располагаются в местах, открытых для свободного доступа в зданиях, внешний вид и внутреннее устройство которых соответствуют конституционному статусу судебной власти в РФ. В частности, запрещается размещение в зданиях военных судов иных, в том числе военизированных учреждений.
Юрисдикционная деятельность военных судов
Переходя к непосредственной характеристике особенностей деятельности военных судов следует отметить, что их полномочия, а также порядок образования и деятельности в настоящее время устанавливаются Конституцией РФ, положениями иных федеральных законов, а также нормами специального законодательного акта – Федерального закона «О военных судах РФ». Кроме того, военные суды обязаны в своей деятельности руководствоваться конституционными принципами и правилами судопроизводства, едиными для всех федеральных судов общей юрисдикции.
При этом собственно правосудная деятельность осуществляется военными судами от имени Российской Федерации, в процессе рассмотрения дел, отнесенных к подсудности соответствующих органов в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Одним из основополагающих начал деятельности военных судов выступает самостоятельность и независимость их судей. Так, в процессе отправления правосудия рассматриваемые органы руководствуются исключительно положениями Конституции РФ и действующего федерального законодательства, а военные судьи независимы и неподотчетны в своей деятельности кому-либо. При этом любого рода вмешательство (независимо от формы и виды) в деятельность военных судей недопустимо и влечет наступление ответственности, предусмотренной действующим законодательством.
Вступившие в законную силу акты военных судов, а равно иные законные распоряжения, требования, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех органов государственной власти, местного и военного управления, а также иных должностных, физических и юридических лиц без какого-либо исключения, и подлежат неукоснительному соблюдению на всей территории Российской Федерации.
Подсудность дел органам военной юрисдикции
Специфика деятельности органов военной юрисдикции в первую очередь раскрывается в подсудности дел, устанавливаемой по персональному принципу в отношении специальных категорий субъектов – военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что к подсудности военных судов отнесено рассмотрение следующих категорией споров, одной из сторон которых выступают обозначенные субъекты:
- Гражданские и административные дела о защите нарушенных (оспариваемых) прав, свобод и законных интересов специальных субъектов, от любого рода противоправных деяний органов военного управления, должностных лиц, а равно принимаемых ими решений;
- Уголовные дела о все преступлениях, совершаемых специальными субъектами, а равно уголовные дела по обвинению группы лиц, хотя бы один из участников которой является военнослужащим или лицом, проходящим военные сборы;
- Дела об административных правонарушениях, субъектов совершения которых выступает военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы;
- Дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство (права на исполнение судебного акта) в разумный срок, в отношении дел, подсудных военным судам.
Кроме того, в сферу компетенции военных юрисдикционных органов может быть отнесено рассмотрение материалов о совершении грубых дисциплинарных проступков, в качестве меры ответственности за совершение которых действующим законодательством предусматривается дисциплинарный арест.