Законодательство Европейского союза
Европейский союз представляет собой уникальное экономической и политической объединение двадцати восьми государства европейского континенты. Одной из отличительных особенностей рассматриваемого союза, выступает сформированность собственной системы юрисдикции, включающей, с одной стороны, целостную совокупность источников союзного правового регулирования, а с другой – выделение надгосударственных юрисдикционных органов, уполномоченных на рассмотрение и разрешение отдельных категорий споров.
Так, традиционно первым компонентом юрисдикции Европейского союза принято называть собственную правовую систему, определение которой может быть сформулировано следующим образом:
Право Европейского союза – совокупность разработанных и принятых обязательных правовых предписаний, регулятивное воздействие которых направлено на упорядочение процесса европейской интеграции, формирования и функционирования общеевропейских властных институтов, и соответствующих обозначенным процессам общественных отношений.
Иными словами, европейское право может быть охарактеризовано как относительно самостоятельная правовая система, находящаяся на стыке национального права государств-участников Европейского союза, и классического международного права.
При этом проводя характеристику законодательства Европы, следует обратить внимание на существование ряда отличительных принципов, на которых оно сформировано, и в которых нашла свое отражение специфика рассматриваемого объединения суверенных государств. Более того, именно в принципах права Европы обнаруживаются смысл, содержание, а также особенности реализации и развития юрисдикции ЕС и всего Европейского союза в целом.
Говоря об источниках закрепления принципов европейского права, отметим, что некоторые из них обнаруживаются в содержании учредительных договоров ЕС, а другие выработаны практикой Европейских юрисдикционных органов, в процессе толкования соответствующих текстуальных начал правового регулирования.
Классификация видов принципов права Европы
Продолжая характеристику юрисдикции Европы, в части изучения основ правового регулирования общественных отношений в рамках соответствующего союза следует отметить, что все основные начала (принципы), в данной сфере разделяются на функциональные и общие.
Так, к числу функциональных принципов европейского права принято относить:
- Принцип верховенства права ЕС, указывающий на приоритет положений Европейского права, над нормами национального законодательства государств-членов. Смысл обозначенного начала заключается в том, что нормы права государств-участников европейского союза не должны противоречить положениям общеевропейского законодательства. Контроль за соблюдением обозначенного принципа возлагается на Европейский суд;
- Принцип прямого действия европейского права, обозначающий непосредственный характер применения положений права Европейского союза на территории государств-членов. Иными словами, для того чтобы принятые на уровне Европейского союза нормативно-правовые предписания приобретали необходимую регулятивную силу, не требуется любого рода включение в национальный правопорядок. Обозначенный принцип выступает отличительной особенностью права Европейского союза и международного права.
В свою очередь, к числу общих принципов права Европы, относятся начала, характерные также для международного права и национального законодательства большинства суверенных государств, в том числе: принцип охраны прав и свобод личности, юридической определенности, не дискриминации, и т.д.
Европейские юрисдикционные органы
Проводя характеристику юрисдикции Европы, наряду с изучением основ правового регулирования в соответствующем объединении представляется целесообразным остановиться подробнее на выяснении свойств и особенностей образованных в Европейском союзе юрисдикционных органов.
Так, в качестве судебного органа первой инстанции в рамках судебной системы ЕС сформирован Европейский суд общей юрисдикции (Общий суд ЕС), рассматривающий разрешающий по существу дела по первой инстанции, поданные против институтов ЕС как юридическими, так и физическими лицами, в связи с нарушениями решений и директив союза.
В специальной литературе обращается внимание на то, что в большинстве случаев подобные иски подаются в отношении корпораций, по поводу нарушениями таковыми антимонопольного законодательства ЕС, а также процедур реорганизации (слияния и поглощения) компаний. Кроме того, Общий суд ЕС нередко выступает в роли арбитра в рамках споров в отношении политики субсидирования и введения торговых санкций.
Еще одним наиболее известным юрисдикционным органом в области защиты прав и свобод человека выступает Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ):
ЕСПЧ – международные судебный орган, сфера юрисдикции которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и обращена на урегулирование всех вопросов, связанных с толкованием и непосредственным применением положений Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц на неправомерные действия со стороны государственных органов и должностных лиц.
Специфика деятельности ЕСПЧ заключается в том, что он будучи органом наднациональной юрисдикции не является одновременно высшей инстанции применительно к национальным судебным органам государств-участников конвенции. В этой связи, Европейский суд не наделен полномочиями по отмене решений национальных юрисдикционных органов или даче указаний законодателю, однако он вправе рассматривать конкретные жалобы, устанавливая факты действительного нарушения положений и требований Европейской конвенции.