Система органов власти субъектов федерации США
США являются федеративной республикой, в ее состав на настоящий момент входит 50 штатов, федеральный округ Колумбия и территории с особым статусом.
Государственная система США закреплена в Конституции. Она определяет характер взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти штатов.
Законодательством США предусмотрено разделение властей на три ветви:
- Исполнительная.
- Законодательная.
- Судебная.
Субъектами федерации США являются штаты, федеральный округ и территории с особым статусом. Рассмотрим подробнее их систему органов власти.
Орган государственной власти – это учреждение в составе госаппарата, которое имеет определенные полномочия и осуществляет установленные законом функции.
По закону штаты США равноправны, имеют право издавать свои законы и конституции, которые не должны противоречить конституции США.
США гарантируют каждому из штатов защиту от внешних посягательств и республиканскую форму правления. Структура органов власти штатов схожа со структурой органов федеральной власти Америки.
Законодательные органы штатов обобщенно именуются легислатурами, но их официальное название в каждом штате может отличаться. Данная ветвь власти штатов отличается единообразием, так как все законодательные органы (за исключением Небраски) состоят из двух палат. Палаты именуются также, как и на федеральном уровне: верхняя – Сенат, нижняя – Палата представителей. Нижняя палата чаще всего включает в себя большее количество членов, чем нижняя. А также в большинстве случае срок полномочий депутатов нижней палаты составляет 2 года, а верхней – 4. Палаты создаются на основе равных, прямых и всеобщих выборов.
В отношении количества прав, большими наделены спикеры нижних палат и председатели верхних. Законы в штатах принимаются по согласованию обеих палат и далее передаются на подписание губернатору.
Губернатор в штатах отвечает за исполнительную ветвь власти. Он избирается населением сроком на 4 года (за исключением нескольких штатов, где срок полномочий составляет 2 года). Компетенции губернатора прописаны в конституции штата и схожи с полномочиями президента. В полномочия губернаторов входит вся исполнительно-распорядительная деятельность, а именно: издают нормативные акты, занимаются назначением и отстранение чиновников, составляют проекты бюджетов штатов. Также они являются главнокомандующими национальной гвардии и имеют право помилования. В штатах существует возможность смещения губернатора посредством применения процедуры импичмента либо досрочным отзывом с помощью голосования избирателей.
Касательно судебных органов ситуация в штатах разнообразна. Структура судов в штатах действует независимо от федеральной, хотя и схожа с ней.
Первая ступень представлена мировыми судьями, далее идет первая инстанция, затем апелляционная инстанция и высшая инстанция – верховный суд. Помимо судов общей юрисдикции, в штатах действуют специализированные суды, например, суды по делам о несовершеннолетних, по семейным делам и т.д.
Система органов власти субъектов федерации Германии
Германия или ФРГ является федеративным государством, в котором субъекты (земли) по своей сути не являются дееспособными. Само государство определяет порядок их взаимодействия между друг другом.
Субъекты Германии называются землями и в настоящее время в ФРГ их 16.
Федеральные земли в Германии подразделены на несколько типов: общины и их союзы. Государственное устройство ФРГ является двухступенчатым и состоит из земельного и федерального уровней. Общины характеризуют внутреннее деление земель, и им гарантируется право коммунального самоуправления.
Помимо классического разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную (по горизонтали), в Германии также существует вертикальная взаимосвязь между государством и землями. Каждый субъект имеет свои нормативные акты, суды, правительство и т.д.
Власть субъектов Германии, то есть земель, как и в США делится на три ветви.
- Законодательная.
- Исполнительная.
- Судебная.
Законодательные органы земель называют ландтагами, но в некоторых землях название может отличаться. Полномочия ландтагов схожи с полномочиями высшего законодательного органа Германии Бундестага. Из их основных компетенций можно выделить:
- утверждение бюджета земель;
- разработка и принятие региональных нормативных актов;
- назначение главы исполнительно власти земель и др.
В состав названного органа входит председатель парламента, его заместители и депутаты.
К исполнительной власти земель относят: главу субъекта, то есть высшее должностное лицо, высший орган исполнительной власти субъекта и иные органы исполнительной власти субъекта. В их полномочия входят все исполнительно-распорядительные функции.
В зависимости от формы правления (парламентарный или президентский) определяется способ организации органов исполнительной власти.
Главенствующим органом исполнительной власти в субъектах Германии является правительство земли, его возглавляет министр-президент, который избирается представительным органом и выполняет функции главы земли.
Относительно судебной системы стоит сказать, что в Германии на уровне субъектов действуют как суды общей юрисдикции, так и специализированные суды. К первой группе относятся:
- участковые суды;
- суды среднего звена (земельные суды);
- высшие судебные инстанции (высшие суды земель).
К специализированным принято относить:
- финансовые суды;
- трудовые суды;
- административные суда и др.
Также в субъектах Германии действуют конституционные суды. Их существование обусловлено федеративной природой, где субъекты выступают в качестве самостоятельных образований. Они решают только конституционные споры и не рассматривают дела частных лиц. Основные полномочия – это рассмотрение споров между органами власти земли, проверка законодательства земель и пр.