Понятие и характеристика уголовно-исполнительной политики
Одним из наиболее отчетливых и значимых критериев оценки эффективности правоохранительной и правоприменительной деятельности в государстве выступает то, насколько оперативно и адекватно проводится деятельность, связанная с выявлением, пресечением и расследованием противоправных деяний, а также с исполнением наказания, назначенного виновному лицу в качестве меры юридической ответственности.
При этом актуальность соответствующей деятельности многократно повышается применительно к исполнению наказаний за совершение наиболее общественно-опасных посягательств на охраняемые законом общесоциальные и индивидуальные блага и законные интересы.
Так, в большинстве современных государств вопросы исполнения уголовных наказаний регламентированы в рамках самостоятельной отрасли законодательства и права, которая, например, в Российской Федерации именуется уголовно-исполнительным правом.
Кроме того, с учетом обозначенной значимости соответствующей деятельности, реализация уголовно-правовых мер ответственности не может осуществляться стихийно, без учета научно-обоснованных предложений юридической и криминологической доктрины. В этой связи, в настоящее время целесообразно говорить о существовании самостоятельного направления – уголовно-исполнительной политики.
Уголовно-исполнительная политика – относительно обособленное направление деятельности государства, в лице специально уполномоченных органов, должностных лиц, а также общественных организаций и граждан, в сфере исполнения уголовного наказания.
При этом следует обратить внимание на то, что содержание рассматриваемой политики составляет целый комплекс компонентов, основными из которых выступают: цели, принципы и стратегия применения уголовных наказаний, основные направления, методы и формы государственно-властной деятельности по обеспечению их исполнения, а также исправлению осужденных и достижению целей общей и частной превенции – то есть предупреждению совершения новых общественно-опасных деяний как лицами, уже подвергавшимися уголовному преследованию, так и всеми остальными.
Элементы уголовно-исполнительной политики наполняются необходимым содержанием, с одной стороны, с учетом достижений современной юридической и криминологической науки, а с другой – с учетом конкретно-исторических факторов, в числе которых можно выделить:
- Уровень социально-экономического и политического развития общества;
- Уровень правовой культуры общества и господствующие социально-нравственные ценности;
- Показатели структуры и динамики преступности;
- Содержание международно-правых актов, в части обязательных требований о правах человека и стандартах обращения с осужденными;
- Деятельность соответствующих международных организаций, программными целями которых является развитие и координация вопросов исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.
Субъекты формирования и развития уголовно-исполнительной политики в Российской Федерации
Ключевым признаком уголовно-исполнительной политики выступает то, что это в первую очередь направление государственно-властной деятельности, в связи с чем, ее отличает особый круг субъектов формирования и развития, основными из которых, применительно к Российской Федерации признаются:
- Президент Российской Федерации, поскольку к сфере его профессиональной компетенции на конституционном уровне отнесено определение основных направлений внутренней и внешней политики государства, а в силу нормы ч.3 ст. 80 Конституции РФ, политика в сфере борьбы с преступностью признается неотъемлемым компонентом внутренней политики РФ. Непосредственно формирование уголовно-исполнительной политики нашей страны в деятельности Президента проявляется в утверждении стратегических и тактических основ развития уголовно-исполнительной системы, принятии решений о реформировании отдельных компонентов УИС, и т.д.
- Федеральное собрание РФ, роль которого, применительно к формированию и развитию уголовно-исполнительной политики, заключается в принятии общеобязательных нормативных правовых актов, в том числе кодифицированных законов (Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, и т.д.), а также в принятии и утверждении актов амнистии, оказывающих непосредственное влияние на количественные и качественные показатели преступности в Российской Федерации;
- Иные органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, к ведению которых отнесена непосредственная реализация уголовно-исполнительной политики в деятельности конкретных органов и должностных лиц.
В числе конкретных органов государственной власти, к ведению которых относится реализация основных направлений уголовно-исполнительной политики в РФ, выступает Министерство юстиции РФ, правоохранительные органы, а также органы и учреждения Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказаний.
Основные направления реализации уголовно-исполнительной политики в РФ
Исходя из содержания деятельности рассмотренных выше субъектов формирования уголовно-исполнительной политики в РФ, можно сделать вывод о том, что непосредственно соответствующая политика реализуется по трем основным направлениям:
- Принятие директивно-установочных документов, направленных на определение и закрепление государственной позиции применительно к различным сферам общественной жизни;
- Разработка и принятие общеобязательных нормативных правовых актов законодательного и подзаконного уровней, в которые происходит фиксация начал уголовно и уголовно-исполнительного права;
- Последующая реализация соответствующих нормативных положений в деятельности правоохранительных и иных органов государственной власти, и возникновение, в этой связи, конкретных правоотношений в рассматриваемой сфере.