Правовые основы участия в гражданском обороте органов муниципальной власти
Важной новеллой Конституции РФ 1993 г. стало закрепление основ местного самоуправления, под которым понимается решение вопросов местного значения не на федеральном или региональном уровне, а непосредственно на местах (ст. 12, 130). Субъектами местного самоуправления являются в том числе муниципальные образования.
Следует помнить, что муниципальная власть не является составной частью государственной власти, а органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов, являясь при этом публично-правовыми образованиями.
Назначение местного самоуправления состоит не только в решении локальных вопросов, но и в осуществлении прав собственности в отношении муниципальных объектов. Финансовое обеспечение полномочий местных органов (местные бюджеты и местные налоги) и необходимость реализации ими правомочий собственника являются предпосылками для наделения их гражданской правосубъектностью.
Понятие и виды муниципальных образований
Легального определения термина «муниципальное образование» в настоящее время нет, однако его содержание раскрывается путем перечисления возможных видов муниципальных образований:
- городские (город, поселок) и сельские (село, станица, деревня, хутор) поселения;
- муниципальные районы (несколько поселений и межселенных территорий);
- городские округа (несколько населенных пунктов, не являющихся по отдельности муниципальными образованиями), в том числе с внутригородским делением;
- внутригородские районы в составе городских округов;
- внутригородские территории Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Часть 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) указывает на две возможные формы осуществления этой деятельности:
- непосредственно населением муниципального образования (например, посредством референдума, сходов и собраний, публичных слушаний, ТОС);
- через уполномоченные органы местного самоуправления.
В систему органов местного самоуправления могут входить:
- представительный орган (дума, собрание и т. п.);
- глава (мэр);
- исполнительный орган (местная администрация);
- контрольно-счетный орган и пр. (ст. 34 Закона № 131-ФЗ).
Особенности муниципальных образований как субъектов гражданских отношений заключаются в том, что:
- они участвуют в гражданском обороте с публичной целью – наилучшего решения вопросов местного значения, обеспечения интересов местного сообщества;
- для них характерен признак территориальности (ограничения правосубъектности территорией конкретного муниципального образования);
- они совмещают гражданско-правовой и публично-правовой статус (как административно-территориальной единицы по нормам конституционного, муниципального права);
- они могут выступать в обороте через свои органы и должностных лиц;
- для узаконивания участия местных органов власти в гражданском обороте они наделены правами юридического лица.
Гражданская правосубъектность муниципальных образований
Специфику муниципальных образований как субъектов права составляют:
- отказ от преимуществ, вытекающих из публично-правового статуса (выступление на равных началах с иными субъектами гражданского права);
- действие через своих «полномочных представителей» – органы местного самоуправления (в силу муниципальных правовых актов), физические или юридические лица (в силу специального поручения);
- обеспечение равной с иными формами собственности защиты муниципальной собственности, в том числе судебной защиты.
Будучи субъектом гражданского права, муниципальные образования правомочны:
- осуществлять правомочия собственника в отношении муниципального имущества, в том числе приватизировать его и защищать от посягательств третьих лиц;
- создавать и регулировать деятельность предприятий и учреждений, принимать участие в хозяйственных обществах;
- заключать хозяйственные договоры с иными частно-правовыми субъектами в порядке законодательства о контрактной системе (ст. 54 Закона № 131-ФЗ).
Гражданско-правовая ответственность муниципальных образований строится на следующих принципах:
- местные органы не отвечают по обязательствам федеральных и региональных органов власти (п. 4 и 5 ст. 126 Гражданского кодекса РФ);
- местные органы не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц (за исключением казенных учреждений).
При этом муниципальное образование может выступить гарантом (поручителем) по обязательствам Федерации. В этом случае правило о разграничении ответственности не действует.