Рассмотрение индивидуальных трудовых споров
Индивидуальный трудовой спор составляют разногласия между работодателем и работникам по вопросам, касающимся применения трудового законодательства и нормативных актов, в которых содержатся нормы трудового права, коллективного договора или соглашения, о чем был проинформирован орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Также к индивидуальным трудовым спорам может быть отнесен спор между работодателем и лицом, которое ранее состояло с этим работодателем в трудовых отношениях, а также с лицом, которое изъявило желание заключить трудовой договор с работодателем, но получило отказ в заключении данного договора.
Индивидуальные трудовые споры могут рассматривать комиссия по трудовым спорам и суд.
Комиссия по трудовым спорам (КТС) создается на предприятии и состоит из одинакового числа представителей работников и работодателя. Представители работников избираются на общем собрании трудового коллектива. Собрание считается законным, если на нем присутствовало не менее половины общего числа работников предприятия. Представителей от работодателя назначает письменным приказом сам работодатель.
Представительный орган работников и работодатель после получения письменного предложения о создании комиссии по трудовым спорам должны в $10$-дневный срок направить своих представителей в эту комиссию.
Законом оговаривается, что работник имеет право обратиться в комиссию по трудовым спорам только после неудачной попытки урегулировать данный спор самостоятельно.
Законодательством установлен перечень споров, подлежащих рассмотрению комиссией. Этими спорами являются:
- признание недействительными условий трудового договора;
- вопросы по организации рабочего времени и времени отдыха;
- споры о заработной плате и компенсационных выплатах;
- перевод и перемещение работника;
- изменение существенных условий трудового договора;
- привлечение работника к дисциплинарной ответственности и др.
В течение трех месяцев с момента нарушения прав работника он имеет право обратиться в КТС по урегулированию возникшего спора. Если работник пропустил срок обращения в КТС по уважительной причине, то этот срок может быть продлен.
В течение $10$ дней со дня подачи работником заявления комиссия обязана рассмотреть возникший трудовой спор в присутствии работника либо его представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь с его письменного согласия. Если работник или его представитель не явился на заседание КТС, рассмотрение трудового спора должно быть отложено. В случае повторной неявки без уважительных причин КТС может снять вопрос с рассмотрения. Но за работником сохраняется право подачи нового заявления о рассмотрении трудового спора в соответствии с трудовым законодательством.
Решение КТС принимается путем тайного голосования простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Работник и работодатель получают заверенные копии в течение трёх дней со дня принятия решения и могут его обжаловать в суд в течение $10$ дней. Если решение не обжаловано, то работодатель обязан привести его в исполнение в течение $3$ дней после истечения $10$ дней, отведенных на обжалование.
Если решение в установленный срок не исполнено, работнику выдается удостоверение, которое является исполнительным документом, которое судебный пристав должен привести в исполнение.
Еще один способ рассмотрения индивидуальных трудовых споров – суд. Если работник, работодатель или профсоюзный орган, защищающий интересы работника, не согласны с решением КТС, они могут обратиться за защитой своих прав в суд.
Для обращения в суд установлен срок три месяца с момента, когда работник узнал о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – месяц со дня получения работником копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Если указанные сроки пропущены по уважительным причинам, они могут быть восстановлены судом.
Порядок разрешения коллективных трудовых споров
Коллективным трудовым спором являются требующие урегулирования разногласия между работниками и работодателем по вопросам:
- установления и изменения условий труда, в том числе и заработной платы;
- заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений;
- в случае отказа работодателем учитывать мнение представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Разрешение коллективного трудового спора состоит из нескольких этапов:
- рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией;
- рассмотрение спора с участием посредников;
- разрешение спора в трудовом арбитраже.
Эти стадии носят название примирительных процедур и являются основными способами урегулирования коллективных трудовых споров.
Ни одна сторона коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах. Организовывает примирительные процедуры и участвует в них Служба по урегулированию коллективных трудовых споров. Эта служба является системой государственных органов, которые формируются в составе федерального органа исполнительной власти по труду для содействия в разрешении коллективных споров.
В примирительную комиссию входят представители сторон коллективного трудового спора по принципу равноправия. Эта комиссия создается за три дня до начала спора. Момент начала спора – день сообщения решения работодателя об отклонения всех или части требований работников либо несообщение в течение трех рабочих дней своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе проведения коллективных переговоров. Примирительная комиссия должна рассмотреть коллективный трудовой спор в течение $5$ рабочих дней с момента издания приказа о создании примирительной комиссии. По соглашению сторон срок может быть продлен, что должно быть оформлено соответствующим протоколом. Решение примирительной комиссии является обязательным к исполнению в порядке и в сроки, установленные решением комиссии.
Если в ходе примирительной комиссии не наступило согласие между сторонами, примирительные процедуры должны быть продолжены с участием посредника или в трудовом арбитраже.
Посредник должен быть приглашен в течение трех рабочих дней после того, как примирительная комиссия составит протокол разногласий. Кандидатура посредника выбирается либо по соглашению сторон, либо по рекомендации Службы по урегулированию трудовых споров. Этот этап примирительных процедур завершается либо принятием сторонами согласованного решения, либо составлением протокола разногласий.
Следующим этапом примирительных процедур является трудовой арбитраж. Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров и не позднее трех рабочих дней с момента окончания его рассмотрения примирительной комиссией либо посредником.
Коллективный трудовой спор рассматривается сроком в пять рабочих дней с момента его создания. Трудовым арбитражем разрабатываются рекомендации по урегулированию коллективного трудового спора и передаются сторонам в письменной форме.
Если работодатель отказывается создать трудовой арбитраж либо выполнить его рекомендации, работники имеют право приступить к забастовке. Забастовкой является временный добровольный отказ работников от выполнения своих трудовых обязанностей, целью которого является разрешение коллективного трудового спора. Участие в забастовке носит добровольный характер. Работодатель должен быть предупрежден в письменной форме о начале предстоящей забастовки за $10$ календарных дней.
Участие в трудовой забастовке не является основанием для расторжения трудового договора и не расценивается как нарушение трудовой дисциплины.
В заключение данной статьи изобразим схематически способы разрешения трудовых споров (рис. 1):
Рисунок 1. Способы разрешения трудовых споров