Понятие и виды контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде
Конституцией РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека. Гарантией соблюдения трудовых прав граждан является деятельность государственных органов контроля и надзора, обеспечивающая контроль за соблюдением трудового законодательства.
Контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства – это охранительная деятельность государственных органов и общественных организаций, которая направлена на обеспечение трудовых прав работников и предотвращение нарушений трудового законодательства. Между контрольной и надзорной деятельностью существует некоторое разграничение в зависимости от органов, осуществляющих данную деятельность, а также методов выявления нарушений трудового законодательства и способов реагирования на эти нарушения.
В зависимости от органов, которые осуществляют контрольно-надзорную деятельность за соблюдением трудового законодательства, выделяют государственный и общественный контроль в сфере труда.
Государственным контролем и надзором за соблюдением трудового законодательства признается деятельность специально уполномоченных органов, которая направлена на защиту трудовых прав работников и привлечение работодателей к соблюдению трудового законодательства. При осуществлении контрольных и надзорных функций специально уполномоченными органами различают: предупредительный, предварительный, текущий и последующий надзор и контроль (рис. 1).
Предупредительный надзор и контроль имеет своей целью не допустить принятия условий труда, которые бы противоречили трудовому законодательству, и предотвратить нарушения требований охраны труда при строительстве и эксплуатации производственных сооружений, а также при вводе в эксплуатацию новых и реконструкции уже существующих объектов производственного назначения.
Цель предварительного надзора и контроля – предотвращение нарушений трудового законодательства при применении условий труда, осуществляемых работодателем.
Основная задача текущего надзора и контроля – предотвращение нарушений трудового законодательства, а также выявление уже допущенных нарушений и принятие соответствующих мер.
Суть последующего надзора и контроля сводится к восстановлению прав работника при выявлении уже допущенных нарушений трудового законодательства.
Виды надзора и контроля в трудовом законодательстве">
Рисунок 1. Виды надзора и контроля в трудовом законодательстве
Органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства
Для защиты трудовых прав и свобод граждан в нашей стране создана система специально уполномоченных органов, которые наделены соответствующей компетенцией в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с действующим законодательством:
- федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляет Федеральная инспекция труда;
- государственный надзор и контроль за соблюдением требований по безопасности трудовой деятельности возложен на федеральные органы исполнительной власти.
Федеральная инспекция труда состоит из:
- федерального органа исполнительной власти – Федеральной службы по труду и занятости;
- его территориальных органов – государственных инспекций труда.
Таким образом, систему государственной защиты трудовых прав и свобод составляют:
- Органы прокуратуры, осуществляющие высший контроль за соблюдением трудового законодательства.
- Федеральная инспекция труда, осуществляющая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.
- Федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют государственный надзор за соблюдением правил безопасного ведения работ в отдельных отраслях промышленности.
Все эти органы действуют на основании соответствующих нормативно-правовых актов.
Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют:
- Профессиональные союзы.
- Другие уполномоченные представительные органы работников (рис. 2).
Рисунок 2. Органы, осуществляющие контроль за соблюдением трудового законодательства
Ответственность должностных лиц за допущенные нарушения трудового законодательства
Трудовым законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность должностных лиц при нарушении законодательства о труде и правил охраны труда, невыполнении обязательств по выполнению коллективных трудовых договоров и соглашений.
В связи с этим на должностные лица распространяются следующие виды ответственности:
- дисциплинарная;
- материальная;
- административная;
- уголовная.
К дисциплинарной ответственности относится применение мер дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, увольнение. Она может быть общая и специальная.
Материальная ответственность имеет место тогда, когда предприятию был причинен материальный ущерб. Эта ответственность может быть полной и ограниченной.
Административная ответственность состоит в виде предупреждения или наложения штрафа.
Уголовная ответственность может наступить за нарушение трудового законодательства и правил охраны труда, необоснованный отказ при приеме на работу, увольнение беременной женщины. В этих случаях назначается наказание: в виде лишения свободы, штрафа, обязательных работ, лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью и др.
Ответственность за нарушение трудового законодательства несут как наниматель, так и должностные лица. Следует сказать, что наниматель как юридическое лицо может нести только материальную ответственность, а все остальные виды ответственности: административную, дисциплинарную и уголовную будут нести только физические лица, которые являются должностными лицами нанимателя.