Первоначально о понятии и значимости воздушного транспортного права высказался М.М. Волков в научных трудах. В 1970 годах понятие «воздушное право» им формулировалось «совокупностью правовых норм, которые учреждают порядки использования воздушного пространства, деятельности гражданской авиации... с целью защиты государственных интересов, обеспечения полетов в безопасном режиме, удовлетворения потребности народного хозяйства... и населениях в передвижениях в воздушном пространстве и иных применениях авиации».
В предмет воздушного права включены общественные отношения, возникающие при использовании воздушного пространства. Притом к воздушному праву могут относиться только те общественные отношения, непосредственным образом связанные с гражданско-авиационной деятельностью. В частности, воздушным правом урегулированы отношения, которые связаны с исполнением полетов в воздушном пространстве, требования к воздушным судам гражданской авиации и экипажам, к аэропортам и аэродромам и т.п.
Не могут быть отнесены к воздушному праву отношения, возникающие в связи с осуществлением полетов космических объектов сквозь атмосферу при взлетах, посадках. Не могут регулироваться воздушным транспортным правом полеты воздушных судов, которые не подлежат регистрации в государственных органах.
Наука воздушного права обладает «межотраслевым» характером. Отдельные стороны исследуемых проблем в ней нашли собственное отражение в иных отраслях юридической науки и, как минимум, в гражданском и административном праве. Проблематика перевозок исследована в гражданско-правовой отрасли. Вопросы управления гражданской авиацией, порядок наложений административных штрафов при нарушении действующих на воздушном транспорте правил и т.п. подлежат рассмотрению административным правом. Вопросы отвода земли в нужды гражданской авиации относимы к земельному праву. Но это совершенно не означает, что воздушное право составлено лишь отдельными институтами или их частями, взятыми из разнообразных правовых отраслей.
Такой упрощенный подход может вести к ошибочным выводам. Во-первых, не все институты воздушного права в одной степени анализированы в какой-либо правовой отрасли. Во-вторых, множество проблем в силу многих причин не исследуются вообще или исследуются не столь глубоко, сколь это требуется. В-третьих, специалисты разнообразных правовых отраслей часто объективным образом лишаются возможности комплексно исследовать какую-либо область воздушного права.
Важнейшим источником воздушного транспортного права представляется Гражданский кодекс РФ, сконцентрировавший в 40 и 41 главах нормы законодательства РФ, которые определили основы правового урегулирования перевозочных отношений на любых видах транспорта, в том числе и на воздушном, их положения конкретизированы специальными актами транспортного законодательства:
В соответствии с 71 статьей Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее и 784 статьей Гражданского кодекса РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Гражданский кодекс РФ подробнее , все они должны обладать статусом федеральных законов.
На воздушном транспорте продолжает свое действие Воздушный кодекс РФ, обладающий комплексным характером, так как регулирует деятельность отдельного вида транспорта, а именно воздушного.
Главной составляющей транспортного законодательства представляются правилами перевозок, которые на основании и в развитие транспортных кодексов и уставов подробным образом урегулируют взаимные отношения транспортных организаций с их клиентами, устанавливают порядок исполнения основных транспортных операций.
В соответствии с Воздушным кодексом перевозчики обладают правом установления собственных правил перевозок при условии, что они не станут ухудшать положение клиентов в сравнении с общими правилами. Правила перевозок на воздушном транспорте утверждены Минтрансом России По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственное регулирование деятельности транспорта в РФ подробнее .
Помимо правил перевозок на транспорте изданы тарифные руководства, представленные сборниками, в которых публикую утвержденные в учрежденном порядке ставки, тарифы сборов за услуги и работы транспорта, правила их использования и пр. Наравне с Воздушным кодексом РФ воздушное транспортное законодательство РФ в соответствии с 2 статьей состоит из:
Государственное урегулирование применения воздушного пространства РФ и деятельности в сфере авиации направляется на обеспечение потребности гражданского населения и экономической области в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение государственной безопасности и обороны, охраны государственных интересов, безопасности полетов воздушных судов, экологической и авиационной безопасности.
В соответствии с 1 статьей Воздушного кодекса По данной теме мы уже выполнили презентацию Правовое регулирование государственной гражданской службы подробнее , Российская Федерация имеет полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства РФ. Воздушное пространство РФ представляется воздушным пространством над территорией Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , в этом числе воздушное пространство над территориальным морем и внутренними водами.
Лица, признанные виновными в нарушении норм воздушного транспортного законодательства Российской Федерации, должны нести ответственность в соответствии с законодательством РФ, согласно 4 статье Воздушного кодекса РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Трудовой кодекс России подробнее .
Воздушное законодательство РФ занимается регулированием отношений в сфере использования воздушного пространства, в соответствии с 5 статьей Воздушного кодекса РФ.