Проблемы транспортного права в России
Транспорт в России, как и в других странах, занимает важное место в вопросах функционирования общества и государства в целом. В связи с этим развитие общественных отношений в данной сфере имеет приоритетное значение, причем как в сфере отдельных товаров и услуг, так и в целом на всем транспорте.
Анализ наиболее актуальных положений транспортного права позволяет сделать вывод о наличии пробелов в определенных областях. Обеспечение разветвленной системы транспортного права позволяет сделать вывод о том, что отрасль транспортного права на сегодняшний день недостаточно систематизирована и представлена крайне разрозненными и многочисленными источниками, что создает определенное неудобство не только для правоприменителей, но и для граждан, которые просто не в состоянии сориентироваться в таком потоке норм права.
В связи с этим в последнее время все чаще и чаще поднимается вопрос реформирования отрасли транспортного права, приведение его к единому, систематизированному комплексу, устранение имеющихся противоречий.
На сегодняшний день нормы транспортного права содержатся в Гражданском Кодекса РФ, Кодексе торгового мореплавания РФ, Уставе железнодорожного транспорта и иных актах не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов.
Подходы к определению транспортного права в качестве самостоятельной отрасли права
Выделяют следующие подходы к определению сущности транспортного права:
- Транспортное право рассматривают в качестве самостоятельной отрасли права. Например, такими учеными, как В.Н. Жуковым и А.И. Бобылевым делается особое указание на самостоятельность данной отрасли права.
- Многие ученые придерживаются мнения о том, что транспортное право необходимо рассматривать в качестве комплексной отрасли права, у которой лишь некоторые ветки являются самостоятельными, например, железнодорожное право. Во многих положениях транспортное право повторяет нормы гражданского права.
- Л.Н. Кпепцова рассматривает транспортное право только как комплексную отрасль права без права на самоопределение. Подобного подхода придерживаются многие ученые.
- М.А. Тарасовым, В.Г. Баукиным и другими транспортное право вообще рассматривается как институт гражданского права, что исключает возможность данной отрасли права на самоопределение.
Таким образом, отсутствует единый подход к разрешению вопроса о месте транспортного права в системе иных отраслей права, что затрудняет принятие единого решения в данной сфере. Рассматривать транспортное право в качестве комплексной отрасли права представляет собой слишком узкую и не всегда обоснованную позицию, несмотря на то, что по форме права такая формулировка подходит.
В то же время, если рассматривать транспортное право в качестве института гражданского права, можно сделать вывод об узости и данного подхода, так как отношения в гражданской сфере регулируются нормами гражданского права, однако речь о сфере перевозок, и данная отрасль права в чистом виде не способна отразить всю специфику возникающих правоотношений в данной сфере.
Очевидно, что проблемы транспортного права на сегодняшний день должны активно исследоваться учеными для возможности их полного разрешения. Транспортное право является комплексной отраслью права с многофункциональной интеграцией норм гражданского права в нее. По существу, эта отрасль права включает в себя водное, воздушное, морское, автотранспортное право, железнодорожное право.
Сфера космического права не относится сюда, так как имеет несколько другую специфику. Несмотря на то, что на космических кораблях также осуществляется перемещение в пространстве, оно осуществляется за пределами земной орбиты, носит непостоянный и в большей степени исследовательский характер. Однако с развитием космического туризма, возможными рейсовыми полетами на луну следует задуматься и об этой возможности. Ученые-международники обсуждают необходимость регламентации этого вопроса, а также вопрос установления правового статуса космических туристов, их права и обязанности.
Пути решения проблем транспортного права
Очевидно, что развитие отрасли транспортного права диктует необходимость выработки какого-либо подхода к данной отрасли. На сегодняшний день видится 2 пути разрешения данной проблемы:
- интеграция норм транспортного права в гражданское право в полном объеме;
- функционирование транспортного права как комплексной отрасли права;
- создание специализированного транспортного кодекса.
Последний подход многими учеными рассматривается как необходимая мера ввиду того, что нормы транспортного права очень разрознены, не систематизированы, а нередко нормы разных актов противоречат друг другу. Чтобы избежать подобной ситуации, можно применить кодификацию, тем самым систематизировав имеющиеся нормативные акты в единый источник права – Транспортный кодекс РФ. Представляется, что такой кодекс должен состоять из общей и особенной частей. Общая часть должна регламентировать основу правоотношений в данной сфере, закреплять основные понятия, методы и принципы функционирования транспортного права. В особенной части должна иметь место конкретизация правоотношений в отношении отдельных категорий и видов транспорта. Например, подобный кодекс есть в штате США Техас, однако там он далек от совершенства.
Также возможен вариант создания акта, который объединит в себе все нормы транспортного законодательства. Подобные примеры можно увидеть в США, Великобритании и Канаде, в которых понятие кодификации отсутствует как таковое ввиду наличия прецедентной системы права. Однако в них принято периодически издавать сборники, содержащие различные отрасли права. Нередко положения транспортного права включаются в гражданский кодекс, а вопросы ответственности за правонарушения на транспорте содержаться в административном кодексе. Можно оставить ситуацию без изменений, однако в один прекрасный день это выльется в крайне негативную ситуацию, при которой мы никогда не придем к процессу сближения транспортного законодательства к единому знаменателю.