Общая характеристика транспортного права
Жизнь современного человека немыслима без использования самых разнообразных транспортных средств. Кроме того, транспорту во всем его многообразие принадлежит важнейшая роль в развитии экономики любого государства. В частности, в юридической литературе отмечается, что проводя характеристику транспорта в настоящее время совершенного обоснованно можно говорить о выделении следующих предназначений транспорта:
- Транспорт решает производственные задачи обеспечительного характера, причем как в локальных, так и в транснациональных масштабах;
- Транспорт способствует обращению продукции, производимой в производственной сфере и сфере сельского хозяйства;
- Транспорт обеспечивает нужды капитального строительства, и иных секторов экономики;
- Транспорт способствует удовлетворению потребностей отдельных граждан и организаций в перевозках.
Таким образом, с учетом той роли и значения, которые принадлежат транспорту в жизни человека и национальной экономике, абсолютно четко прослеживается необходимость в детальном правовом регулировании и упорядочении общественных отношений в соответствующей сфере.
В этой связи, в настоящее время в юридической науке многими исследователями поддерживается идея о целесообразности выделения обособленной комплексной отрасли – транспортного права.
Понятие и предмет транспортного права
В силу того, что транспортное право является относительно новой сферой правового регулирования, в юридической науке в настоящее время отсутствует общепризнанное понимание рассматриваемой отрасли, а также четкое определение того места, которое занимает транспортное право в национальной правовой системе Российской Федерации.
Так, некоторые исследователи уже сейчас обосновывают необходимость признания самостоятельности отрасли транспортного права, предлагая понимать под таковой:
Транспортное право, как самостоятельная отрасль российского права – это система юридических норм, содержащихся в Конституции РФ, Гражданском законодательстве, а также транспортных законах и уставах, регулятивное воздействие которых направлено на упорядочение транспортной деятельности, связанной с разного рода перевозками пассажиров и грузов.
Подобное понимание транспортного права, безусловно, имеет право на существование, однако не является превалирующем в отечественной юридической науке. Гораздо большее распространение получила точка зрения о том, что транспортное право в современных условиях выступает комплексной отраслью правового регулирования, в том числе в связи с обозначенными выше особенностями системы источников рассматриваемой отрасли. Те, авторы, которые поддерживают идею о комплексном характере транспортного права, предлагают понимать под ним:
Транспортное право, как комплексная отрасль права – это комплекс юридических норм, регулирующих отношения договорного, управленческого, трудового и процессуального характера в области транспортной деятельности по организации и осуществлению перевозок.
Такое понимание транспортного права представляется удачным, и позволяет сформировать общее представление о тех элементах, которые составляют предмет соответствующей отрасли:
- Правоотношения, связанные с организацией и непосредственным осуществлением перевозок, в основании которых лежат договорные начала;
- Правоотношения административно-правового характера, связанные с необходимостью строгого неукоснительного соблюдения субъектами транспортного права требований к использованию и эксплуатации транспортных средств, обеспечению их безопасности, а также регламентирующие контрольно-надзорную деятельность уполномоченных органов государственной власти в соответствующей сфере;
- Трудовые правоотношения, связанные с упорядочением трудовых отношений лиц, занятых на работах в сфере организации и осуществления перевозок. Так, в частности, в содержание основного источника правового регулирования трудовых правоотношения – Трудового кодекса Российской Федерации, в настоящее время включена специальная глава, посвященная особенностям регулирования труда работников транспорта (гл. 50 ТК РФ);
- Процессуальные правоотношения, связанные с претензионным порядком рассмотрения споров, возникающих между сторонами транспортных правоотношений.
Кроме того, наряду с особенностями источников правового регулирования, в качестве дополнительного аргумента в пользу комплексного характера рассматриваемой отрасли выступает то, что соответствующие нормы, в отличие от самостоятельных юридических отраслей, не связаны единым методом правового регулирования.
Система транспортного права
Совокупность элементов транспортного права, собранная воедино, составляет систему транспортного права. В соответствии с подходом, выработанным в рамках общей теории права, систему транспортного права можно представить в виде общей и особенной частей, содержание каждой из которых, в свою очередь, представлено соответствующими элементами.
Так, к числу компонентом общей части транспортного права в юридической литературе предлагается относить:
- Понятие и принципы транспортного права;
- Источники правового регулирования транспортных правоотношений;
- Транспортные правоотношения;
- Управление в сфере транспорта;
- Понятие и специфику перевозок;
- Понятие и виды транспортных договоров;
- Меры ответственности за нарушение обязательств в сфере транспорта.
В свою очередь, особенная часть транспортного права представлена элементами, регулирующими специфику организации и непосредственного осуществления перевозок отдельными видами транспорта: перевозки автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским, внутренним водным транспортом, а также перевозки в прямом смешанном сообщении, т.е. в процессе которых одновременно задействуется несколько самостоятельных видов транспорта.
При этом следует обратить внимание на то, что каждая из названных сфер транспортного права, обусловленных спецификой используемого вида транспорта, обладает собственными особенностями, нашедшими свое отражение, в том числе, в источниках правового регулирования транспортных отношений.