Ввиду того, что большинство элементов внутригосударственной правовой системы и юридической науки отличаются сложностью организации и наличием целого комплекса структурных элементов, составляющих их содержание, очень часто, рассмотрение определенного юридического явления производится учеными-исследователями путем изучения его системы.
Одной из таких юридических категорий, рассмотрение системы которого будет проведено ниже, выступает транспортное право, которое в наиболее общем виде может быть определено следующим образом: транспортное право – совокупность общеобязательных правил поведения, регламентирующих комплекс договорных, управленческих, трудовых и процессуальных отношений, складывающихся и существующих в сфере деятельности по организации и осуществлению транспортных перевозок.
Рассматривая систему транспортного права необходимо обратить внимание на то, что рассматриваемая система может рассматриваться по-разному, в зависимости от того, какой критерий лежит в основе структурного анализа.
Во-первых, система транспортного права может рассматриваться как совокупность двух дополняющих друг друга раздела – общей и особенной частей. Содержание общей части, как структурного элемента системы транспортного права составляют положения, направленные на установление основных начал рассматриваемой отрасли:
При этом необходимо подчеркнуть то, что спецификой общей части любой правовой отрасли, и транспортное право здесь не является исключением, выступает то, что общая часть выступает своего рода системообразующим фактором, выступающим для формирования отрасли права в целом, и особенной части в системе отрасли – в частности, поскольку нормы общей части распространяют свое регулятивное воздействие на всю совокупность институтов особенной части транспортного права. Институтами особенной части транспортного права выступают нормы и институты, регулирующие порядок организации и осуществления отдельных видов транспортных перевозок (в зависимости от вида транспорта).
Наряду с рассмотрением системы транспортного права путем выделения общей и особенной частей, соответствующая система может быть представлена в качестве совокупности подотраслей и институтов транспортного права, анализ содержания и особенностей которых будет проведен ниже.
Подотрасли в качестве элемента системы отрасли права выделяются не всегда, поскольку они представляют собой достаточно крупное и обособленное нормативно-правовое образование, регламентирующее достаточно широкий круг однородных правовых отношений, составляющих в конечном итоге предмет рассматриваемой отрасли. Выделение подотраслей в рамках транспортного права обусловлено тем, что данная отрасль в современной юридической науке признается комплексной отраслью право, основной характеристикой которой выступает то, что отдельные группы норм транспортного права регламентируют неоднородные общественные отношений (имущественные, управленческие, трудовые и т.д.), возникающие в связи и по поводу организации транспортной деятельности.
Подотрасль транспортного права может быть определена как целостная совокупность юридических норм, регулирующая специфический вид общественных отношений в пределах сферы правового регулирования транспортного права, как самостоятельной комплексной отрасли.
В качестве видов подотраслей, выделяемых в настоящее время в рамках системы рассматриваемой отрасли могут быть названы:
Наряду с подотраслями, важнейшим структурным элементом системы транспортного права выступают институты соответствующей отрасли, определение которых может быть сформулировано следующим образом:
Институт транспортного права – целостная система юридических норм, регламентирующих определенную разновидность предметно связанных транспортных правоотношений, выделяемая в рамках одной из подотраслей рассматриваемой отрасли права.
Так, например, в рамках рассмотренной выше подотрасли договорных транспортных обязательств, можем быть выделен институт договорных обязательств по организации и осуществлению перевозок, нормы которого регулируют вопросы оказания услуг по организации и реализации доставки определенных объектов из пункта отправления в пункт назначения.