Понятие транспортного права
Под транспортным правом понимается единый комплекс нормативно-правовых актов, регламентирующих общественные отношения в сфере функционирования различных видов транспорта.
Данные отношения возникают между такими субъектами, как:
- перевозчики;
- отправители;
- пассажиры;
- владельцы транспортных средств;
- иные категории физических и юридических лиц.
Помимо стандартных транспортных средств вроде автомобилей транспортное право затрагивает также сферу торгового мореплавания, морских суден, воздушного транспорта, железнодорожного транспорта, а также иных видов транспорта. Кроме того, данная отрасль права регулирует правоотношения пассажира с организациями, возникающих по поводу сохранности и перевозки грузов, багажа, а также оказания иных транспортных услуг.
Так как транспортное право представлено отраслью права, оно регламентируется определенными нормативно-правовыми актами. Важнейшим нормативно-правовым актом в данной сфере является Конституция Российской Федерации, которая регламентирует основу возникающих правовых отношений, закрепляя каркас транспортных правоотношений.
Немаловажное значение в данной сфере имеет Гражданский кодекс РФ, который регламентирует вопросы передвижения на транспортных средствах, определяет транспортные средства в качестве источников повышенной опасности, регламентируют правоотношения, затрагивающие вопросы охраны багажа, перевозки грузов, а также иные важнейшие вопросы в данной сфере.
Нормы транспортного права содержатся также в иных нормативно-правовых актах, что обусловлено комплексной природой данной отрасли права и отсутствием единого кодифицированного акта в данной сфере. Ученые не раз обсуждали вопрос о необходимости создания и введения в силу транспортного кодекса России, однако на сегодняшний день ситуация в данной сфере остается пока что неизменной.
Методы транспортного права
Любая отрасль права имеет свои методы правового регулирования. Методы правового регулирования представляют собой способ воздействия на общественные отношения с целью их урегулирования. Как и в других отраслях права, выделяют 2 основных методов транспортного права:
- императивный;
- диспозитивный.
Первый метод говорит о наличии принуждения со стороны государства, определяя обязательный характер нормативно правовых норм, которые могут быть отменены или изменены лишь соглашением сторон. Такая позиция вытекают из норм Гражданского кодекса РФ, где все правоотношения основываются на договорной основе.
Второй метод носит в большей степени рекомендательный характер, то есть субъектам права преподносится определенная модель поведения, которую они возможности должны соблюдать. Однако соглашение сторон или их волеизъявление способны поменять имеющуюся ситуацию независимо от рекомендаций законодателя.
Рисунок 1. Методы правового регулирования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Нельзя сказать, что какой-то метод является преобладающим. Такая позиция вытекает из природы транспортного права, которая основывается на следующих отраслях права:
- гражданское;
- уголовное;
- земельное;
- трудовое;
- административное.
В структуру транспортного права включены различные нормативно-правовые доктрины, что и обуславливает особый характер и специфику отрасли. При этом транспортное право ученые не признают в качестве самостоятельной отрасли права. Оно выступает в качестве комплексной отрасли, в которой отсутствует свой собственный предмет правового регулирования, а также метод.
Методологические источники транспортного права
Под источником транспортного права понимают ту форму, которая облачена в правовую норму. Источники права имеет определенную иерархию, которая проходит абсолютно через все отрасли права, подчиняя их определенным закономерностям.
Основным законом здесь является Конституция Российской Федерации. В частности, она определяет, что законы и акты в сфере транспортного права относятся к ведению Российской Федерации. Это значит, что субъекты Российской Федерации не могут принимать нормативные правовые акты в данной сфере.
На втором месте стоит Гражданский кодекс РФ который регламентирует различные вопросы перевозки субъектов, их права, вопросы перевозки вещей, вопросы аренды транспортных средств, в том числе с услугами экипажа, фрахтования, транспортной экспедиции и иные важные вопросы. Гражданский кодекс подробно закрепляет общественные отношения в данной сфере, обращая внимания на основные возникающие проблемы и противоречия.
На третьем месте стоят нормативно-правовые акты – федеральные законы. В частности, нормами федеральных законов учреждён ряд транспортных уставов, регламентируются правоотношения в железнодорожной сфере, определенную регламентацию дает Федеральный закон «О естественных монополиях» и другие.
Законы в субъектах также периодические регламентируют отдельные сферы правоотношений в данной сфере, несмотря на то, что регулирование транспортных правоотношений относятся к сфере ведения Российской Федерации. Это может касаться региональных перевозок, установления такс и т.д.
Определенные органы и структуры принимаю подзаконные акты, например, такие акты издает Президент РФ своими указами, Правительство РФ в форме постановлений, а также иные органы и структуры.
Немаловажное отношение к сфере транспортного права имеют общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры.
В частности, двусторонние договоры способны закрепить важнейшие способы взаимодействия между двумя и более государствами по вопросам транспортировки грузов, перевозки пассажиров так далее. Кроме того, более широкие соглашения, конвенции способную регулировать более широкий круг правоотношений, возникающих сразу между несколькими государствами.
Например, Варшавская воздушная конвенция регулирует правоотношения, касающиеся воздушного транспорта, устанавливает основные принципы и правила полетов, передвижение воздушного транспорта так далее. Однако необходимо обратить внимание на тот момент, что все указанные акты были созданы уже давно и во многом не соответствуют имеющимся реалиям. На это необходимо обратить внимание, прежде всего, при разработке национального законодательства с той целью, чтобы оно соответствовала имеющимся общественным отношениям, успевая за темпом их развития.
Иерархическая структура внутригосударственного права. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ">
Рисунок 2. Иерархическая структура внутригосударственного права. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ