Понятие транспортного права
Предмет транспортного права представлен комплексом общественных отношений юридических и физических лиц Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в отношении организации транспортной деятельности, использования транспортной инфраструктуры и конкретно транспорта, обеспечение безопасности в транспортной сфере.
Транспортное право в форме правовой отрасль представляется системой правовых норм, которые регулируют общественные отношения с целью организации транспортной деятельности, использования конкретно транспорта и целой транспортной инфраструктуры, обеспечения безопасности в транспортной сфере, законных совокупностей прав и интересов граждан, а так же юридических лиц Российской Федерации.
Транспортное право является комплексной правовой отраслью, представляющей собой совокупность юридических норм, которые регулируют отношения в сфере транспортной деятельности. Данные нормы образуются в составе нормативных правовых актов специализированного транспортного законодательства, включаются в состав системы нормативных правовых актов фундаментальных правовых отраслей.
Институт транспортного права является совокупностьююридических (правовых) норм, которые регулируют самостоятельную группировку транспортных отношений, так как государственная собственность на дорогах, государственное управление отношениями в транспортной сфере, использование транспорта, организация транспортной деятельности, лицензирование в области транспорта, платная основаиспользования автомобильных дорог, обеспечение безопасности в транспортной сфере.
При определении задач, структурыправ и обязанностей применению подлежит административное право.
Концепт формирования транспортного права РФ основывается на таких принципах, как:
- транспортное право образуется за счет использования разнообразных источников, основными из них представляются Конституция и законодательство РФ и субъектов РФ;
- законодательство транспортной специфики включает акты как федерального уровня, так и субъектов РФ;
- подзаконные акты, которые относятся к транспортному законодательству, являются в отношении с законами производными документами;
- делегированные акты подлежат к принятию лишь в исключительных случаях.
В настоящий временной период принятие делегированных актов может оправдываться лишь появлением необходимости срочнейшего преодоления «правового вакуума»; подзаконные и делегированные акты не являются самодостаточными. Для придания им силы закона они должны проходить через государственную регистрацию в Минюсте России, она наделяется обязательным характером; документы, исключения Конституцию РФ, законы и иные акты законодательных органов власти Российской Федерации и ее субъектов, нормативные акты органов местного самоуправления, зарегистрированные подзаконные и делегированные акты, изданные в соответствии с разделением предметов ведения и установленными полномочиями соответственного органа, не могут включаться в состав транспортного законодательства, обладают лишь локальным правовым значением.
Разновидности транспортного права
В практической деятельности на сегодняшний день сложилось технико-технологическое подразделение транспортного права на разновидности в зависимости от видов используемых для перевозок путей сообщения, среды, назначения транспортных средств, подвижного состава.
Рассмотрим подразделение транспорта по видам обособления органов управления транспортной сферой. Данное обособление органов управления транспортом формирует отраслевой состав разделов транспортного права:
- дорожное транспортное право;
- железнодорожное транспортное право;
- воздушное транспортное право;
- водное транспортное право;
- право на трубопроводном транспорте;
- право на городском муниципальном транспорте.
Рисунок 1. Транспорт.Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К предметному основанию транспортного права, как соответственно, и транспортного законодательства, не могут быть отнесены некоторые похожие разновидности деятельности, работы, а так же некоторые услуги:
- транспортная деятельность, которая осуществляется целиком и полностью на абсолютно обособленных территориях нетранспортных организаций, то есть технологический, к примеру внутризаводской, внутрицеховой; транспорт складов, предприятий;
- подъем грузов и пассажиров посредством подъемников и лифтов в зданиях и сооружениях;
- полеты аппаратов космического типа;
- деятельность аппаратов аттракционов с применением подвижного состава;
- деятельность спортивно-развлекательной направленности на абсолютно обособленных от путей сообщения общего пользования территориях, здесь имеются в виду автогонки, катание на прогулочных лодках в закрытых акваториях;
- деятельность внедорожных автомобильные перевозки, здесь имеются в виду карьерные перевозки, перевозки на поле боя;
- деятельность в сфере полигонных испытаний подвижного состава и разнообразного транспортного оборудования и т.д.
Главным критерием для исключения рассматриваемого вида деятельности из объектов транспортно-правовой специфики служат, в основном, следующие названные признаки:
- использование в деятельности перевозок путей сообщения не общего пользования целиком, результатом представляется перемещение в пространственной области грузов и людей. Но проведение ралли на дорогах общественногоиспользования без временного перекрытия данных дорог на временной период соревнований имеет прямое и непосредственное отношение к транспортной деятельности.
- находящихся во внутренней части абсолютно обособленной территории нетранспортной организации, а так же в здании;
- использование области Космоса в форме среды для движения;
- перемещения грузов, людей либо оборудования, которое смонтировано на подвижном составе в целях нетранспортного характера.