История возникновения судейского самоуправления
Вторая половина двадцатого века в большинстве европейских стран характеризуется утратой министерства юстиций своего ведущего положения в делах управления юстицией. Часть данных функций переходила органам судейского самоуправления. Данные органы судейского самоуправления предусмотрены конституциями большинства стран Европы и бывшего постсоветского пространства.
Ораны судейского самоуправления, имеют различные наименования, которые разняться, в зависимости от страны:
- Высшим Советом магистратуры данные органы именуются в Португалии, Италии, Румынии, Алжире и Молдове.
- В Испании данный орган получил название Генерального Совета судебной власти.
- Высшим судебным Советом его называют в Казахстане и Болгарии.
- В Польше данный орган получил наименование Всепольского Судебного Совета.
- Армения дала название органам судейского самоуправление – Совет правосудия.
- Согласно законам Колумбии – это Высший совет судейского корпуса.
- Венгрия именует его Всевенгерсим советом юстиции.
- Украина назвала данный орган Высшим Советом Юстиции.
Основной задачей данного рода органов является представительство и защита интересов судебного сообщества при решении вопросов кадрового характера.
Вне зависимости от названия данные органы обладают единым набором функций, которые должны обеспечивать следующие компетенции:
- Решение вопросов по назначению судей на должности.
- Введение в должности.
- Продвижение и перевод по службе предусмотрены в Македонии, Италии, Болгарии, Франции и Португалии. В Португалии и Италии вопросы увольнения, отстранения от должностных обязанностей, перевод и назначение на иные судебные должности осуществляется только Высшим советом магистратуры.
- Применение по отношению к судьям мер дисциплинарного взыскания.
- Назначение работников прокуратуры, а так же, в ряде случаев, применение к ним мер дисциплинарного взыскания. Однако данная функция возложена не на все судейские самоуправления. В Армении Совет правосудия дает заключения не только по поводу рядовых прокуроров, но и по поводу Генерального прокурора, а так же вносит предложения о назначении прокурорам квалификационных классов.
Основное назначение данных функций – формирование судейского корпуса.
Большинство советов судейских самоуправлений имеют четкое и подробное закрепление полномочий в Конституциях стран.
Судейское самоуправление во Франции
Классическим примером подобного закрепления является Конституция Франции.
Во Франции органом судейского самоуправления является Высший совет магистратуры. Он является высшим административным органом по делам судей. Основной задачей данного органа является обеспечение независимости судебной ветви власти
Данный совет состоит из двух палат:
- Первая палата обладает компетенциями над судьями;
- Вторая палата обладает компетенциями над прокурорами.
В состав обеих палат входит Президент Республики и министр юстиции. Президент в данном органе занимает место председателя, а министр юстиции - вице-председателя. Помимо них в совет входят шесть судей и прокуроров, три юриста – все они назначаются Президентом, Председателем Сената и Председателем Национального Собрания.
Первая палата выносит предложения о назначении судей Кассационного суда, председателей апелляционных судов и судов большой инстанции. Судьи прочих инстанций назначаются исходя из заключений данной инстанции.
Вторая палата дает заключения при назначении прокуроров. Исключением из данного правила являются лица, назначенные на свои должности Советом министров.
Исходя из содержания ст. 65 Конституции данной страны Высший совет магистратуры уполномочен рассматривать дела о дисциплинарных нарушениях в отношении судей.