Судебная система России и направления ее совершенствования
Судебная система - это совокупность судов, закрепленная Конституцией и выстроенная с учетом административно-территориального и федеративного устройства государства.
Направления совершенствования и развития судебной системы РФ:
- преодоление обвинительного уклона при вынесении приговоров;
- уменьшение организационной зависимости судей от судебных председателей;
- уменьшение нагрузки на судей с сохранением доступности правосудия;
- изменение политики рекрутинга судей.
Внесение таких изменений в работу квалификационных коллегий судей предоставит возможность привлечь к ответственности любого судью.
Этому может содействовать:
- повышение открытости деятельности квалификационных коллегий;
- рост роли независимых представителей от общественности в их деятельности;
- введение других мер дисциплинарного воздействия на судью (исключение составляют замечания и прекращения полномочий).
Позитивную роль играет расширение юрисдикции суда присяжных. Решения присяжных не подпадают под влияние организационных ограничений квалифицированных судей и ведомственных интересов обвинения. Важно принять программу развития суда присяжных, которая включает расширение возможностей использования этого института, организационную поддержку суда присяжных, совершенствование процедур отбора присяжных, разработка и формирование идеи важности участия граждан в работе судов присяжных.
Снизить организационную зависимость судей от председателей судов возможно, если:
- изменить принципы реализации председателями судов полномочий (выборы, ограничение срока пребывания в должности, введение ротации каждые три года с невозможностью занимать должность повторно);
- передать администраторам судов организационно-хозяйственные функции, освободив от них председателей судов;
- внести в процессуальное законодательство положения, согласно которым в качестве обязательного должен быть установлен принцип распределения дел в судах (при наличии специализации судей).
В Конституции РФ предусмотрено, что кандидат на должность судьи должен быть старше 25 лет, при этом стаж его работы по юридической профессии должен быть не менее 5 лет. Сложившаяся на протяжении многих лет практика применения перечисленных требований к кандидатам не вызывает серьезных нареканий со стороны специалистов-практиков и юридической научной общественности.
Законодательство при определенных условиях может устанавливать более серьезные требования к возрасту кандидата на должность судьи, и (или) к стажу его работы. В этом случае требуется дополнительное обоснование таких требований.
Современные проблемы судебной системы и способы их решения
В настоящее время судебная власть напоминает «замкнутую саморегулируемую систему», освобожденную от действенного контроля и никому не подчиненную. В целях формирования самостоятельных и независимых кассационных и апелляционных инстанций можно создать окружные межрегиональные и кассационные апелляционные суды.
Структурное выделение звена апелляционных и кассационных судов направлено на совершенствование иерархии выстраивания судебной системы с учетом позитивного опыта функционирования данных видов судов в системе арбитража, оптимизацию судебной нагрузки.
Внесенные в федеральные законы изменения направлены на уменьшение роли председателей судов при назначении судей и повышение значения квалификационных коллегий судей. Так, положительное решение о рекомендации гражданина на должность судьи принимается квалификационной коллегией судей без обязательного согласия с указанным решением председателя суда.
Для оптимизации судебной системы необходимо серьезное реформирование в имеющейся системе кадрового отбора и качественной подготовки судей. Действующая сейчас системам отбора судей не обеспечивает необходимых предпосылок для назначения на должности судей квалифицированно подготовленных юристов, не создает эффективных и действенных механизмов для ограничения приема в судейское сообщество граждан с низким уровнем моральных качеств и профессиональных качеств.
Для того, чтобы система реформирования судебной системы прошло успешно, необходимо решение ряда научно-практических задач:
- изменение квалификационных требований к кандидату на должность судьи;
- повышение значения органов судейского сообщества в имеющейся процедуре назначения судей;
- изменение процедуры назначения и системы подготовки судей;
- изменение мотивации и стимулов деятельности в аппарате судов;
- создание центра по подготовке судей;
- разработка профессиональных стандартов для судьи – модель «идеального судьи».
Эффективными мерами по назначению и подготовке судей, улучшению отбора могут выступать изменение требований к стажу работы, важному для будущего судьи. Кандидат на должность судьи должен иметь опыт работы в двух разных сферах юридической практики (не меньше, чем по 3 года в каждой сфере). Хотя бы одно место работы должны быть отнесено к сферам юридической практики, напрямую связанной с судебной системой.
Некоторые правоведы указывают на необходимость закрепления норм, предусматривающих участие в качестве представителей в арбитражном и гражданском процессе исключительно лиц, имеющих юридическое образование. Введение института профессионального представительства обоснована необходимостью оказания профессиональной и квалифицированной юридической помощи юридическим лицам и гражданам, улучшением качества оказываемой помощи. В тоже время возможность получения правовой помощи более высокого уровня на практике могут привести к негативным последствиям из-за отсутствия возможности найти квалифицированного юриста за пределами крупных населенных пунктов.
Общей поддержки заслуживают меры, направленные на совершенствование законодательных требований в части получения достоверной и полной информации о деятельности судов, реализации комплекса мероприятий по обеспечению прозрачности и гласности при осуществлении правосудия.