Особенности и проявления религиозного экстремизма в России
Религиозный экстремизм — это тип религиозных деятельности и идеологии, характеризующихся крайним радикализмом, направленным на бескомпромиссную конфронтацию с существующими традициями, на рост напряженности внутри религиозных групп и объединений и в их социальном окружении.
Криминальный религиозный экстремизм — это совокупность общественно опасных, признанных преступлениями деяний, направленных на распространение любыми способами и средствами религиозных идей, произвольно объявленных единственно верными и истинными в ущерб иным религиозным (светским) идеям, на реализацию данных идей уголовно-наказуемыми способами.
Типы религиозного экстремизма:
- внутриконфессионально ориентированный — складывается внутри отдельной конфессии вследствие радикализации имеющихся ценностей, догматов и норм;
- социально-ориентированный — складывается вне конфессий вследствие синкретизации разных учений, создания новой доктрины.
Религиозный экстремизм преследует одну цель: коренное реформирование действующей религиозной системы. Следствие экстремизма является возникновение конфронтации внутри конфессии, приводящей к подавлению радикального течения, или к формированию с ним компромисса и возникновению реформированной религии, или к расколу и появлению нового религиозного движения или секты.
Религиозный экстремизм всегда выступает в тесной взаимосвязи с иными видами экстремистской деятельности — национальной, политической, в качестве организационной и идеологической поддержки при достижении определенных целей разных политических сил. Разграничение религиозного экстремизма по формам является условным, так как на практике в чистом виде встретить их можно редко.
Крайние формы экстремизма приводят к совершению ряда преступлений, попадающих под статьи УК РФ: доведение до самоубийства, терроризм, насильственный захват власти, незаконное лишение свободы, возбуждение расовой, национальной, религиозной вражды и др.
Общество, государство, конфессии, сталкиваясь в религиозных отношениях с проявлениями экстремизма, вынуждены отвечать на эти вызовы. В среде верующих экстремизм, чаще всего, воспринимается, как прозелитизм, инорелигиозный вызов, религиозная война. Обществом и государством деструкции внутри религиозного социума или агрессивная религиозная активность, направленная за пределы религиозного сообщества и нарушающая государственную и общественную стабильность, воспринимаются, как экстремистские или радикалистские.
В современной России феномен экстремизма в значительной мере выступает результатом целенаправленного воздействия антироссийских сил на духовные устои российского общества. Эти силы используют объективные и субъективные кризисные явления в культуре, духовной сфере, в экономике страны, в образовании и науке, ставшие следствием социально-экономического и политического курса страны.
Правоприменительная практика противодействия религиозному экстремизму в Хабаровском крае
Неоднократно в Хабаровском крае фиксировались действия против Международного общества сознания Кришны. В 2008 году было вынесено предупреждение лидеру Хабаровского отделения «Молодой гвардии Единой России» о недопустимости экстремисткой деятельности во время проведения фестиваля индийской культуры.
В марте 2010 года было утверждено обвинительное заключение по делу о распространении тремя лицами, включая активиста регионального отделения «Молодой Гвардии Единой России», антикришнаитских листовок с призывами к возбуждению вражды и ненависти (ч. 1 ст. 282).
В 2011 году четырех наци-скинхедов обвинили в совершении 6 преступлений; обвиняемым инкриминировали умышленное уничтожение чужого имущества, совершенного через поджог.
В 2011 году Центральный районный суд Хабаровска вынес обвинительный приговор по делу о нападении на синагогу, еврейский культурный центр и дом сотрудника МВД, который непосредственно занимался расследованием дел, связанных с экстремизмом. Суд установил, что обвиняемые договорились о поджоге синагоги, еврейского культурного центра и дома работника МВД. В. Кравченко и Е. Смоляков были признаны виновными по ч. 2 ст. 167 (умышленное повреждение имущества путем поджога, повлекшего значительный ущерб). Еще один 16-летний ученик признан виновным по статье организация и покушение на повреждение имущества путем поджога. Виновных приговорили к 2 лишения свободы и 2,3 годам (условно). Несовершеннолетнего приговорили к ограничению свободы сроком на 1 год и 6 месяцев. Все подсудимые придерживаются националистических взглядов.
С 2013 года в Хабаровском крае реализуется региональная целевая программа, направленная на профилактику терроризма и экстремизма.
В 2014 году Хабаровский суд приговорил граждан Таджикистана, сотрудничавших с «Исламской партией Туркестана», к 4 годам колонии. Граждан признали виновными по ч. 2 ст. 205.5 (организация деятельности террористической организации, участие в деятельности этой организации). Подсудимых приговорили более чем к 4 годам заключения.
В 2017 году к полутора годам колонии был приговорен житель Хабаровска за публикации в сети «ВКонтакте» призывов к насилию по отношению к немусульманам, к осуществлению экстремистской деятельности.
В 2019-2020 году Хабаровский суд рассматривал дело шести Свидетелей Иеговы (ст. 282.2 УК). В. Жука, С. Кима, Н. Полеводу обвинили в организации деятельности экстремисткой организацию. Т. Жук, М. Карпушкиной, С. Седовой предъявили обвинение в участии в деятельности экстремисткой организации. Обвинение верующих в деятельности запрещенной организации связано с тем, что в 2017 году Верховный Суд принял решение о признании Управленческого центра Свидетелей Иеговы в РФ и местных религиозных организаций экстремистскими. Однако некоторые правоприменители считают, что решение, повлекшее массовое преследование верующих, не имело законных оснований, поэтому его можно рассматривать, как проявление религиозной дискриминации.