Понятие суда и его функции в рамках аппарата судебной власти
Судебная власть является совокупностью полномочий в процессе реализации правосудия.
Деятельность судов осуществляется в рамках следующих полномочий:
- относительно рассмотрения уголовных, гражданских, административных и конституционных дел в установленном процессуальным законом порядке;
- относительно обязательного толкования норм права, к примеру, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ;
- работа по созданию судебных прецедентов;
- контрольных полномочий.
Судебные органы власти содержат в себе следующие основные (исключительные) полномочия, включающие осуществление правосудия и конституционный контроль. Кроме того, суды наделены вспомогательными полномочиями, такими, как контролирующая деятельность относительно законности и обоснованности принятых решений, действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц; обеспечительная деятельность по исполнению приговоров и других судебных решений; разъяснения по вопросам судебной практики; работа по формированию судейского корпуса и помощь органам судейского сообщества.
Суды, являясь государственными органами власти, представляют собой материальную основу для судебной власти. Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» определяется предназначение деятельности судов, компетенция, базовые функции, порядок создания и подготовки состава судей, а также, аппарата руководства и материально-технической обеспеченности.
В законодательстве, посвященном деятельности судебной системы, дается общая характеристика полномочий каждого из судов. Именно это законодательство определило районный суд не только судебным органом первой инстанции, но и как суд второй инстанции, вышестоящий по отношению к мировым судьям.
Суд как орган судебной власти
Особое свойство судебной власти заключается в том, что ее реализация предоставлена специальным государственным органам — судам.
Судебные органы отличаются по ряду параметров от других органов государства и выражается это не только в особенностях судебных полномочий, но и в структуре судов. Основное отличие выражается в последовательности формирования судейского корпуса, который, в свою очередь, и вершит правосудие.
Формирование судебных органов всех видов и уровней осуществляется при соблюдении определенной законодательством процедуры. При этом, суды независимы при реализации правосудия или конституционного контроля.
Законом установлена особая процедура для осуществления деятельности судебных органов. Указанный порядок основывается на строгом лимитировании всех процессуальных действий, происходящих в суде, как в процессе подготовки, так в момент рассмотрения подведомственных дел и вопросов. Применение данного порядка направлено на то, чтобы должность судьи исполняли люди, способные профессионально разрешать по существу отнесенные к их ведению дела.
Достигать указанные цели помогает особая система защитных средств, которые гарантируют от проникновения в судейский корпус людей некомпетентных, безнравственных. Одновременно с этим, подобная защита дает возможность своевременно и при наличии веских оснований “освобождать” судейский корпус от тех лиц, которые оказались в нем случайно либо не способны достойно именоваться судьей.