Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Судебная власть: модели и механизмы функционирования

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Право и юриспруденция / Судебная власть: модели и механизмы функционирования

Особенности современной системы судопроизводства в РФ

Замечание 1

Судебная власть — это авторитетные полномочия суда, которые реализуются в системе судопроизводства во всех предусмотренных законом сферах, и направлены на разрешение различных конфликтов и споров о нарушении закона представителями общества.

Судебная власть в государственной системе органов занимает особое место. Положение судебной власти определяется законом о разделении властей Российской Федерации (ст. 10 и ст. 11 Конституции).

Осуществляют судебную власть не только высшие судебные инстанции (Верховный Суд и т.п.), но все суды РФ. Их функциональные полномочия равноценны с отдельными полномочиями Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ (ч. 1 ст. 11 Конституции). Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть на территории России осуществляется определенными видами судопроизводства, каждому из которых соответствует комплекс конституционных правил.

Судебная система России включает:

  • Конституционную юстицию (Конституционный Суд, конституционные суды субъектов Федерации).
  • Суды общей юрисдикции (Верховный Суд, суды автономных областей и округов, краевые и областные суды, верховные суды республик, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга). Данные суды реализуют административное право.
  • Арбитражные суды. Представляют собой целостную систему, в которую вошли: Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, республик и других субъектов РФ. Арбитражные суды рассматривают экономические преступления и др.

Механизмы функционирования судебной власти

В каждом государстве существует целостная система юридических учреждений: адвокатура, прокуратура, органы дознания и расследования, нотариат, судебные органы и др. Суд занимает особое место в этой системе, основное его отличие заключается в том, что он является носителем специальной ветви государственной власти.

В полномочия судебной власти не входит создание общих правил поведения, он не исполняет эти правила. Судебная власть призвана рассматривать и решать определенные дела и споры о соблюдении закона, степени его нарушения. Эти вопросы суд рассматривают в предусмотренной законом процессуальной форме (судебный процесс). В случае нарушения формы процесса решение суда может отменяться вышестоящим судом, и тогда дело отравляется на пересмотр. В особых случаях к рассмотрению дела может быть привлечен вышестоящий суд. В таких случаях решение принимается не судебным органом, а специально созданной вышестоящим судом судебной коллегией.

Готовые работы на аналогичную тему

Судебная коллегия — это специально созданный временный судебный орган, который должен рассматривать дело в соответствии общепринятыми правилами судебной процедуры. В состав коллегии могут входить: профессиональные судьи (один или нескольких) и присяжные заседатели (представители общества) в допустимом количестве (6 — 9 — 12 — 24). Полномочия присяжных заключаются в участии в уголовном процессе, на основании которого они решают вопрос о наличии факта виновности или невиновности подсудимого. Судья на основании всех доводов определяет меру наказания.

Функция суда заключается в обеспечении верховенства закону не только для общества, но и по отношению к государству. Суд обладает уникальными полномочиями, присущими только судебной власти. Судья, исходя из норм закона, своим волевым решением имеет право лишить любого субъекта свободы на срок, соответствующий тяжести совершенного преступления, лишить физические или юридические лица собственности, ликвидировать политическую партию и т.д.

Замечание 2

Судья играет главную (судьбоносную) роль в судебном процессе. Он обязан иметь: высшее юридическое образование, стаж работы в юридической сфере, высокие моральные качества, обладать определенным жизненным опытом.

Судебные органы и модели судебной власти

Для реализации всех задач правосудия в соответствии с законом существует несколько видов судов и вспомогательных органов:

  • Досудебные органы, как правило, назначаются органами местного самоуправления. В состав таких судов входят государственные служащие, имеющие юридическое образование и знающие нормы Конституции. Досудебные органы могут решать мелкие конфликты между субъектами, вопросы арендной платы и др.
  • Суды общей юрисдикции (административные суды) рассматривают гражданские, трудовые споры и др. Структура административных судов разветвленная и включает в себя много звеньев от верховных до низовых судов. Суды общей юрисдикции рассматривают все гражданские, уголовные и иные дела, если последние не отнесены законом к компетенции других судов. Звенья структуры судов обшей юрисдикции: высшее звено — мировые судьи (мелкие правовые споры); основное звено — окружные суды, районные суды и т.п. (главным образом административные споры); апелляционное звено.
  • Специальные суды (их деятельность определена конкретной специализацией): суды по делам несовершеннолетних, военные, трудовые, по водным, земельным спорам и др. Судьи специальных судов обязаны иметь юридическое образование. В таких судах дела рассматриваются коллегиально профессиональными судьями, процесс рассмотрения ускорен. Специальные суды чаще всего являются отделениями при общих судах.
  • Административные суды — это суды, рассматривающие гражданские споры, связанные с вопросами нарушения прав граждан административными органами. Такие суды представляют целостную систему. Конституционные суды рассматривают вопросы конституционной ответственности должностных лиц и их представителей. Деятельность судебных органов опирается на закрепленные основным Законом принципы, в основе которых заложена защита прав личности.

Общие конституционные принципы:

  • правосудие осуществляется только судом;
  • принцип независимости судей;
  • суд обязан рассматривать дело независимо от сложности, неясности или отсутствия закона;
  • обеспечение ясности всем участникам суда, т.е. судебный процесс должен проводится на языке, понятном для всех сторон, или же с предоставлением переводчика за счет государства;
  • гласность (закрытые заседания допускаются, если рассматривается дело о вопросах государственной тайны, об интимных отношениях сторон);
  • возможность пересмотра — апелляция;
  • государство несет ответственность за судебную ошибку.

Существуют юридические государственные органы, которые содействуют реализации функции судебной власти: адвокаты, нотариусы, прокуроры, судебные исполнители, следователи.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция» , преподавательский стаж — 20 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис